13 декабря – память апостола Андрея Первозванного — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

13 декабря – память апостола Андрея Первозванного

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Русская Церковь молитвенно прославляет святого апостола Андрея, «первозванного апостола Христова, Евангелия святого проповедника, Русской страны богодухновенного просветителя», которого святой праведный Иоанн Кронштадтский справедливо назвал нашим российским апостолом.

Апостол Андрей и для России стал первозванным. Он первый, пройдя древним путем «из варяг в греки», своими апостольскими стопами освятил нашу землю, духоносной евангельской проповедью огласил наш прежде дикий языческий народ. Предание свидетельствует, что он в своем апостольском путешествии дошел до Киевских гор и на них водрузил крест, благословил их и изрек пророчество: «На сих горах воссияет благодать Божия, и великий город будет создан здесь, и церкви многие воздвигнет Господь в нем». Так на Руси, прежде чем возникло Русское государство, положено было начало Церкви Апостольской, потому что в основание ее было положено благовестие одного из апостолов. Пророчество апостола Андрея Первозванного о Киеве исполнилось при равноапостольном князе Владимире, крестителе Руси, когда огонь благодати Святого Духа воссиял сначала в Киеве и затем по всей Руси.

Сегодня же мы особенно прославляем и святого праведного Иоанна Кронштадтского, 25-летие канонизации которого в этом году празднует Русская Церковь. Мы прославляем сегодня «православной веры поборника, земли Российской печальника, покаяния и жизни во Христе проповедника, Божественных Таин благоговейного служителя и дерзновенного о людях молитвенника».

Имена этих двух святых – апостола Андрея Первозванного и праведного Иоанна Кронштадтского – неразрывно связаны в истории Русской Церкви тем, что в течение 53 лет отец Иоанн был священником Кронштадтского собора во имя апостола Андрея Первозванного.

Когда отец Иоанн, пройдя все ступени богословского образования, впервые вошел в Андреевский собор города Кронштадта, то был поражен тем, что именно этот храм пятнадцатью годами ранее он видел во сне. В этом отец Иоанн увидел знамение, что Сам Бог назначил ему священствовать в этой церкви.

Связаны эти имена и тем, что отец Иоанн Кронштадтский своей жизнью в полной мере явил апостольскую природу священнического служения. Отец Иоанн показал, что апостолы и священнослужители продолжают дело Самого Иисуса Христа, дело спасения людей, дело примирения их с Богом.

Призванный Господом Иисусом Христом и услышав от Него словеса Божественной премудрости и домостроительства нашего спасения, апостол Андрей оставил все, что имел в мире, дом, родных, рыбный промысел и все небольшое состояние, стяжав самое дорогое, незаменимое и вечно-жизненное сокровище – веру во Христа, невозвратимо последовал за Ним до конца жизни своей.

Так и отец Иоанн вышел из народа, из северной глубинки, из семьи бедного причетника, чтобы учить людей Небесному житию на земле, бесстраст­ному, святому, в чаянии будущей блаженной жизни, своим примером показывая святость на земле, нестяжательность и Небесную на земле жизнь. Сам отец Иоанн сказал о себе так: «Когда Бог, избравший меня от чрева матери моей, благоволил явить во мне Сына Своего, я не стал советоваться с плотью и кровью (см.: Гал. 1: 15-16), т.е. бросил всякое пристрастие житейское».

Как на заре христианства апостол Андрей над духовно пустынными горами вознес крест Господень и всеял в языческий народ живоносное семя Слова Божия, так и в середине ХIХ века отец Иоанн Кронштадтский пришел в духовно одичавший Кронштадт, к людям, забывшим Бога, осквернившим образ Божий в себе, пришел и вернул людей к Богу и Его Церкви. С этого момента каждый его день и каждый его шаг стал принадлежать только Богу и людям. Как и апостол, отец Иоанн пошел к страждущим, неся им духовное и телесное исцеление.

Отец Иоанн был убежден: «Нельзя смешивать человека – этот образ Божий – со злом, которое в нем, потому что Божий образ в нем все-таки сохраняется». Он шел в землянки и подвалы кронштадтских трущоб не на 5-10 минут, чтобы исполнить какую-либо требу и уйти, но шел к живой бесценной душе, к братьям и сестрам. Он оставался там часами, беседовал, увещевал, утешал, плакал и радовался вместе с ними. Там, куда входил отец Иоанн, зло тотчас отступало, а вселялось добро.

Это удивительное евангельское милосердие отец Иоанн Кронштадтский приобрел молитвой. Он жил и дышал молитвой, поэтому очень много говорит о молитве как дыхании души. На вопрос, как он проводит свободное время, ответил: «Я молюсь, я постоянно молюсь. Я даже не понимаю, как можно проводить время без молитвы. Воистину – молитва есть дыхание души».

В 25-ти километрах от Петербурга, в прежде безвестном и как бы пустынном Кронштадте прогремел голос проповедника покаяния и пастыря Христова отца Иоанна. «Кайтесь, кайтесь», – пронесся его голос сначала только в Андреевском соборе, а позже – и над всей Россией, призывающий народ к покаянию. «Кайтесь, Царствие Христово и Христос с нами. Он присутствует невидимо с верующими и видимо в Пречистых и Животворящих Тайнах. Идите к Нему все труждающиеся и обремененные…»

Этот ободряющий, как свежий ветер моря, голос, не грозный, а любящий, страждущий за людей, голос пастыря звал и собирал к нему народ. Тысячи народа, люди разных званий и положений с разных концов обширной Руси, за тысячи верст устремились в Кронштадт к отцу Иоанну.

Как власть имеющий овладел отец Иоанн сердцем народа, и народ откликнулся на его призыв к Небу, и готов был идти за ним. Он воззвал к народу, к каждому «дремлющему человеку», стал будить его душу. Он указал путь на Небо, путь к святой, ясной лазури, где на Престоле Славы – Христос.

Народ, который слушал отца Иоанна Кронштадтского, знал, что слова его не расходятся с делом, до глубины души проникался этой простой проповедью. Особенно поразительно было влияние слов отца Иоанна на пьяниц, прелюбодеев и воров, которые очень часто не могли устоять перед силой его слов. От этих слов смягчалась и раскрывалась самая черствая душа и находила в себе силы для новой жизни. Многие изменяли совершенно свою прежнюю, греховную жизнь на деятельную, богоугодную. Происходило «самое удивительное чудо – чудо восстановления образа Божия в грешном человеке».

Духовный сын Кронштадтского пастыря преподобный Силуан Афонский, через которого Кронштадт и Святая Гора Афон были связаны духовными узами, говорит: «О, добрый и святой пастырь, ты, как высокопарный орел, возвысился над великой Россией и видел нужды народа с высоты, на которую возвел тебя Дух Святой, живущий в тебе. Силой Духа Святого ты привлекал народ к Богу, и люди, слушая слово Божие из уст твоих, рыдали и приносили горячее покаяние».

За веру, великие молитвенные и постнические подвиги, за дела любви и милосердия, Кронштадтский угодник Божий получил от Бога благодатный дар чудотворений.

За помощью к нему шли люди на краю последнего страдания и когда оказывалось бессильным всяческое человеческое могущество, могущество знания и науки, шли самые разные люди, и отец Иоанн Кронштадтский, как бы переступив за пределы Церкви, выйдя из границ своего исповедания, шел как всемирный молитвенник и целитель на помощь всемирной нужде, всечеловеческому страданию. Отец Иоанн знал, что «всякий человек – православный христианин или неправославный, католик, лютеранин, англиканец, еврей, магометанин, даже идолопоклонник есть ближний мой, есть – Я, и я должен любить его, должен уважать его и заботиться о его спасении, как о своем».

Чудотворная сила Кронштадтского подвижника была равна апостольской.

Достаточно было, чтобы отец Иоанн помолился Богу, как болезни оставляли людей, мертвый оживал, бес сумасшествия покидал человека. Он исцелил бесноватую женщину властными, евангельскими, Божественно всемогущими словами: «Изыди вон!» Он не только лично исцелял от всевозможных болезней, но исцеление происходили заочно и даже от его одежд. Евангельские чудеса проходят перед нами, одно грандиознее другого, словно из Евангелия перенесены в наше время. Одно из них – заочное исцеление святым чудотворцем смертельно больного юноши, отцу которого отец Иоанн сказал: «Ну, ничего, иди… сын твой здоров». Другому отцу болящей девушки он евангельским образом сказал: «По вере вашей да будет вам». И девушка исцелилась.

Преподобный Иустин Чéлийский говорит: «Нам, православным, необязательно возвращаться на две тысячи лет назад, чтобы увидеть евангельские чудеса. Вот они, среди нас. Кронштадтский апостол творит чудеса на наших глазах. Он и мертвого ребенка воскрешает. Разве это не как в Евангелии? Разве на наших глазах не проявляются многочисленные Божественные силы, которые Спаситель давал и дает Своим апостольским последователям, заповедуя им: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте» (Мф. 10: 8).

Своей евангельской жизнью и делами Кронштадтский апостол как бы писал пятое Евангелие. Более того, он обрел дар прозорливости, он читал мысли человеческие, видел в душе человеческой то, что может видеть только всевидящий Бог».

Отец Иоанн показал человеку счастье духа, дал видимые, реальные доказательства веры, показал, сколько силы в живой, деятельной любви и как прекрасна и плодотворна жизнь, если жить со Христом.

Вся жизнь и труды святого Кронштадтского подвижника учат нас тому, как может человек создать в себе и вокруг себя рай. Грехами и пороками человек созидает свой вечный ад, а евангельскими добродетелями – свой вечный рай.

Сегодня мы, слабые люди бедной земли, обращаемся к этим двум великим святым Церкви Русской, призванным к Божию Престолу: «Молитесь за нас своей властной молитвой. Молитесь за нас, стоя воочию пред Богом, пред очами Пречудной Царицы Неба и земли. Молитесь за нас, прося. Молитесь за нас, требуя». Аминь.

Проповедь произнесена 13 декабря 2015 г. в Успенском кафедральном соборе г. Астаны (ныне – Нур-Султан). По благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра на этот день было перенесено празднование 25-летия канонизации праведного Иоанна Кронштадтского.