30 декабря – память пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

30 декабря – память пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Великий пророк Даниил, память которого празднует сегодня Святая Церковь, жил за 600 лет до Рождества Христова и происходил из царского рода, из колена Иудина.

Тогда Иерусалим был завоеван царем Вавилонским Навуходоносором, храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Был взят в плен и юный Даниил и вместе с царем иудейским Иоакимом был отведен из Иерусалима в Вавилон.

Навуходоносор приказал выбрать из знатных фамилий еврейских юношей для служения при дворце. Выбор пал на Даниила и трех его друзей: Ананию, Азарию и Мисаила. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости. Они были воспитаны при дворе царя, но сохранили верность своему Богу. Друзья отказались от царского стола, а довольствовались лишь простой растительной пищей и водой. Господь помогал им в их подвиге строгого воздержания.

Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу – дар пророчества и истолкования снов. Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов, был приближен к царю Навуходоносору и возведен в сан начальника Вавилона.

Авторитет святого пророка еще более возрос в глазах царя и всего народа после того, как он сумел изобличить во лжи двух нечестивых старейшин, обвинивших в прелюбодеянии прекрасную Сусанну за то, что та отвергла их домогания.

На восемнадцатый год правления Навуходоносор повелел воздвигнуть золотое изваяние по своему образу и приказал всем сатрапам, наместникам, судьям и прочим чиновникам, как только заиграет торжественная музыка, пасть перед изваянием ниц и поклониться ему. Не убоявшись грозного тирана, трое иудейских юношей отказались исполнить нечестивый указ, поскольку почитали достойным воздавать поклонение одному лишь Истинному Богу. Халдейские чиновники, завидовавшие их высокому положению, не замедлили донести об этом царю.

Услышав о подобном неповиновении, Навуходоносор пришел в ярость, приказал разжечь печь и бросить туда непокорных. Из печного пламени святые Анания, Азария и Мисаил вознесли Господу смиренную молитву от имени всего народа Израиля, исповедав грехи своих отцов и признав, что они заслуженно и по справедливости претерпели изгнание со своей земли, жестокость нечестивого царя и испытание огнем. Тогда в печь сошел Ангел с Небес и угасил полыхавшее в ней пламя. Огонь, изойдя из печи, опалил стоявших рядом царских служителей, в то время как на пребывавших в печи снизошла прохладная роса и влажный ветер. Тогда три благочестивых отрока прославили Бога: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый вовеки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое во веки» (Дан. 3: 52).

При Персидском царе Дарии святой Даниил по наветам своих врагов был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и пророк остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниила, «потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно. Он избавляет и спасает, и совершает чудеса и знамения на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов.

И Даниил благоуспевал и в царствование Дария, и в царствование Кира Персидского» (Дан. 6: 26-28).

Пророк Иезекииль ставит Даниила за праведность в ряд с Ноем и Иовом (см.: Иез. 14: 14).

Великий пророк завершил земную жизнь в глубокой старости вдали от родины.

Он предсказал время, когда должен родиться Христос Спаситель; что Христос будет предан смерти, а за ней последуют разрушение иерусалимского храма и самого города; о будущем Страшном Суде.

Господь периодически избирал из среды Своего избранного народа особых людей – пророков, которые несли чрезвычайно важное служение: возвещали людям правду Божию, призывали народ к покаянию, говорили о пришествии в мир Мессии. Пророки были устами Божиими и смело свидетельствовали об Истине там, где Истина помрачалась в сердцах людей грехом. Они говорили правду, невзирая на лица, рискуя здоровьем и даже жизнью: их гнали, побивали камнями, убивали.

Были и другие люди в среде народа Божия – фарисеи и книжники, призванные хранить веру в Единого Истинного Бога, учить народ исполнять Закон Божий. Однако праведность их выродилась в лицемерие, в чем обличал их Господь Иисус Христос в дни Своей земной жизни: «Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16: 15); «Налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них. Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы» (Лк. 11: 46-48).

Господь говорит Своим ученикам: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12: 1).

Господь предостерегает нас от опасного духовного недуга – лицемерия.

Правдой будет сказать, что одним из самых распространенных грехов, охвативших весь мир, есть ложь и лицемерие. Ложь повсюду: гордость называют чувством собственного достоинства, вздорный характер – принципиальностью, наглость и хамство – смелостью, а само лицемерие называют гибкостью.

Вода, разлившаяся во время потопа, постепенно превращает землю в болото, в грязное месиво, в трясину, опасную для человека. И лицемерие похоже на потоки грязи, которые проникают во все поры нашей жизни и загрязняя ее. В основе лицемерия лежит ложь, а отец лжи – диавол.

Человек лицемерит перед людьми, перед самим собой, перед Богом. Последний вид лицемерия называют ханжеством. Это страшная духовная болезнь, от которого нелегко излечиться.

Человек лицемерит, когда крестится и ставит перед иконами свечи, чтобы показать другим свое благочестие; когда выказывает чувства, которых на деле у него нет; когда осуждает другого за грех, которому подвержен сам; когда в глаза говорит одно, а думает другое; когда улыбается человеку, не чувствуя к нему расположения. Даже вежливость, которая обычно является показателем воспитанности человека и проявлением уважения к другой личности, может быть лицемерной, если за личиной вежливости скрывается равнодушное или неприязненное, завистливое отношение к людям.

Лицемерие опасно для самого лицемера: оно разрушает личность, ослабляет духовные силы, отторгает от Бога, а значит, человек становится слабым и уязвимым для всякого зла.

Не надо забывать, что человек – это образ и подобие Божие, не надо терять уважение к человеку, смотреть на другого человека как на простую вещь. Лицемерие возникает там, где нет уважения к другому человеку, а значит нет уважения и к самому себе, там, где оскудела любовь к себе самому, а значит и к ближнему.

Где царит лицемерие, там нет и не может быть рождественской радости о Пришествии в мир Спасителя. Господь Иисус Христос для того и пришел на эту землю, чтобы восстановить утраченный людьми Божественный образ, чтобы вернуть человеку истинное уважение к себе и окружающим, чтобы дать человеку Божественные силы любить Бога и ближнего, как самого себя, чтобы человек перестал жить во лжи и вновь стал чадом Божиим.

Каждый должен трудиться над улучшением себя, над очищением своего сердца, для чего надо обуздывать себя во внешних поступках и словах. Испытывая плохие чувства, сдерживать их, подавлять, не давать им вылиться наружу. Для того Церковь и установила многодневный пост перед праздником Рождества Христова, чтобы мы с Божией помощью усердно поработали над собой, искореняя в себе все то неправильное, скверное, что мешает рождественской радости войти в наши сердца, в нашу жизнь. Аминь.

2014 г.