3 января – Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

3 января – Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святая Церковь продолжает готовить нас к великому событию человеческой истории – Рождеству по плоти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Церковь готовит нас к этому празднику, чтобы мы всей душой, всем сердцем, всем умом своим вошли в радость Рождества Христова, чтобы не остались в стороне от этого чудного, радостного торжества.

Ныне Святая Церковь молитвенно прославляет святых отцов, чьи имена мы слышали сегодня со страниц Евангелия (см.: Мф. 1: 1-17). Эти великие праведники Ветхого Завета являются предками по плоти обетованного Мессии. Сам Бог сошел на землю ради спасения погибающего во грехах рода человеческого и для этого соединился с человеческой природой. Мы слышали сейчас эти дивные имена Божественных отцов, о каждом из которых можно говорить много и долго, ибо жизни и деяния каждого из них, описанные в Библии, не могут оставить равнодушным никакого человека. Но сегодня мы услышали имена и других персонажей Ветхого Завета, поступки которых у читающих Библию поверхностно вызывают удивление, отторжение…

Среди предков Господа нашего названы и некоторые женщины: кровосмесительница Фамарь, блудница Рахав (или Раав), прелюбодейка Вирсавия, язычница Руфь… Почему имена этих женщин сохранило нам Священное Писание?..

Иерихонская блудница Рахав приняла и спрятала в своем доме соглядатаев, посланных Иисусом Навином, и поэтому спасла свою жизнь, когда евреи завоевали этот город…

Иноплеменница Руфь оставила свой народ и пришла со свекровью в Вифлеем, уверовав в Бога Истинного…

Фамарь была невесткой Иуды, оставшаяся бездетной после двух его сыновей. Желая иметь детей от семени Авраама, она притворилась блудницей и зачала от своего свекра. Родились близнецы Фарес и Зара…

Великий Давид прельстился красотой своей соседки Вирсавии, убил ее мужа Урию ради своей страсти, и от этого преступного сожительства родился Соломон…

Если столь великие мужи, праведники, лучшие люди Ветхого Завета, были не в силах победить в себе зло, значит, действительно, глубоко было человеческое падение, и потребовалось вмешательство Самого Бога, чтобы спасти людей от этого страшного диавольского плена, чтобы исцелить, оживить духовно умерший род людской, чтобы вырвать из человеческой природы это греховное жало. И Господь приходит в этот порочный, растленный грехом мир, чтобы спасти его. Он не гнушается человеческим грехом, не стыдится нравственной сомнительности Своих предков по человечеству, потому что любит свое создание, любит «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2: 8).

Здесь урок нам, христианам, не стесняться, не гнушаться своих предков и не величаться ими, их заслугами. Возможно, у кого-то есть в роду такие «персонажи», о которых страшно или стыдно вспомнить, а возможно, – и люди добродетельные. В любом случае христианин должен любить своих предков и молиться за них, чтобы своей личной добродетельной жизнью или вымолить их у Бога, или быть достойным их памяти. Никакая наследственность не может оправдать греховность человека. Наследственность безусловно действует в кукурузе или у мушек-дрозофилов, а мы – люди, мы – христиане, и никакие уродливые духовные мутации не должны на нас влиять… Теперь с нам Бог! Наш Спаситель пришел в этот мир, пришел к каждому из нас, поэтому «умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 12-13). И горе нам, если мы проходим мимо нашего Спасителя, как бы не замечая Его…

Когда мы читаем Библию, не надо лицемерно удивляться или возмущаться поступками людей и событиями, которые кажутся нам недостойными, возмутительными, возможно, шокирующими. Надо понимать, что Библия – это Книга жизни, жизни человека, история отношений Бога и человека, история падений и восстаний, ошибок и исправления их, греха и покаяния: вот что бывает с нераскаянными, упорными грешниками; и вот как надо поступать, если грешник решит изменить свою безбожную жизнь. Надо смотреть в Библию как в зеркало, там ты увидишь себя: что тебя ждет, если не перестанешь отвергать Бога, пренебрегать Его заповедями, грешить «без оглядки», служить сатане; и где найти силы изменить себя и начать жить по-человечески, жить с Богом.

Именно поэтому на страницах этой святой Книги, Священного Писания, святые авторы, по Божественному вдохновению, сохранили для нас, для меня и для тебя лично, все, что может происходить в жизни человека, чтобы нам быть в курсе дел. Эта Книга жизненно необходима каждому из нас, поэтому «да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Нав. 1: 8); «притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3: 15).

«Праздник будем праздновать, верные, отцов Божественных радостно: Адама и Авеля почитая, Сифа и Еноса прославляя, Еноха, Ноя, Сима с Иафетом воспоем, Авраама, прежде закона верою просиявшего, и Божественного Исаака, Иакова и Иуду, Левия и целомудренного Иосифа восхвалим и с верою возгласим: «Богоносные праотцы, молите Христа Бога грехов отпущение даровать празднующим с любовию святую память вашу»». Аминь.

2009 г.