6 января – Нáвечерие Рождества Христова — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

6 января – Нáвечерие Рождества Христова

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Ныне вселенная в глубоком благоговейном молчании следит за тем, что происходит в Иудее, в городе Давидовом, куда пришло Святое Семейство, повинуясь указанию кесаря о всеобщей переписи населения. Праведный Иосиф с Марией, обрученной ему женой, которая была беременна, приходит из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в Вифлеем, записаться, потому что он был из дома и рода Давидова. Преодолев утомительный и мучительный путь по равнине Галилейской, через Самарийские горы и каменистую и сухую Иудею, Иосиф приходит в свой город Вифлеем, но нет там у него родственников, которые могли бы оказать ему гостеприимство. Нет места ни в каком человеческом жилище, кроме одной пещеры, в которую пастухи загоняют свои стада на ночь.

А наступала ночь, и пришло время Марии родить…

Святитель Николай Сербский формулирует вопросы, которые могут прийти в голову человеку, далекому от Церкви:

«Почему Он не родился как сын могущественнейшего кесаря, дабы сразу навязать всему миру новую веру, с помощью одного указа, без страданий и унижений, без крови и тернового венца, без креста и мрачного гроба?.. Почему надо было Господу Иисусу Христу родиться в неизвестном народе, израильском? И в неизвестном селении, Вифлееме? И от неизвестной Девицы, Марии? Разве мудро было, чтобы Спаситель мира родился в таком уничижении, жил, страдал, умер и Воскрес, и только спустя полвека после Его пришествия в мир великая римская империя прослышала о Его имени?

Разве Он не достиг бы успеха быстрее и легче, если бы родился в столице мира, в великолепном городе Риме, во дворце кесаря? И если бы звезда восточная засияла над Римом? И если бы Ангелы Божии воспели песнь мира и благоволения над золоченой кровлей императорского дворца, дабы их услышали величайшие вельможи мира сего и, услышав, тут же обратились ко Христу как к Богочеловеку и Спасителю? И если бы Отрок Христос на Палатине обратил всех сыновей вельмож к Своему Евангелию? Если бы Он на Форуме римском произнес Свою славную проповедь о блаженствах и тем умягчил сердца всех граждан двухмиллионного города Рима? Если бы, указ за указом, указ за указом, новая вера была бы утверждена, и Царство Небесное на земле установлено, и Христос воцарился бы не на престоле какого-то там пастушеского царя Давида, а на престоле могущественнейшего кесаря Августа?»

И святитель Николай Сербский объясняет нам, почему рождение Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого и Обновителя всей твари, случилось в более чем скромных обстоятельствах. Христиане должны понимать это, чтобы «быть всегда готовыми всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (см.: 1 Пет. 3: 15).

Бог сотворил первого человека из превеликой любви Своей и основанием его жизни положил свободу и смиренное послушание. Свобода заключалась в том, что человек мог располагать целым раем по своей воле, есть от всякого райского плода и управлять животными, как хотел. Эту свободу Адам испробовал в раю на миллионах тварей и вещей. А свое смиренное послушание Адам должен был испытать с помощью одной-единственной заповеди Божией и на одном-единственном предмете в раю, на дереве познания добра и зла. Но как только Ева и Адам приблизились к дереву испытания, они согрешили: их смирение обратилось в гордыню, их вера – в сомнение, а их послушание – в самоуправство.

Так совершенное творение Божие помыслило зло и пожелало зла, и тем самым оттолкнуло водящую руку Божию и пало в мертвящие объятия сатаны.

Здесь – объяснение всех событий в истории человечества; и здесь – объяснение того, почему Господь наш Иисус Христос не родился в Риме как сын кесаря и почему Он не навязал людям Своего спасительного учения посредством императорского указа и силы. Когда дитя вырвется у матери из рук и упадет в пропасть, какая мать, чтобы спуститься в бездну и спасти свое дитя, будет одеваться в шелка и возводить мраморную лестницу?

Чтобы излечить человека от губительных непослушания и гордости, Господь Сам показывает Свое смирение и послушание Отцу тем, что родился в весьма скромной среде и нищенских условиях жизни: в малоизвестном народе, в еще менее известном селении, и от Матери, совершенно не известной миру. Лекарство заключалось в послушании и смирении. Потому Господь явился людям не из гордого Рима, но из Вифлеема, и не из дома обожествившего себя цезаря Августа, но из покаянного и смиренного дома Давидова.

Божественную любовь к человеку Иисус Христос показал, страдая с людьми и за людей. Как бы мог Господь явить любовь Божию через таковое страдание, если бы Он родился в Риме, в императорском дворце? Кто поверил бы в такую любовь?

Кто поверил бы в чудеса и Воскресение Спасителя, если бы Он родился в Риме как сын кесаря? Это приписали бы идеологической пропаганде, использующей, как сейчас говорят, безграничный «административный ресурс».

И, наконец, надо сказать: и смирению Сына Божия есть предел. Этот предел полагается грехом. Через такую нечистоту, духовную, моральную и телесную, какую представлял собой Рим и дворец кесаря в Риме, Бог не мог сойти в мир. Тот, Кому надлежало очистить человечество от нечистоты греховной, должен был родиться в чистоте, невинности и безгрешности.

Так является премудрость Божия в выборе места и обстоятельств рождения Спасителя мира.

Чистая солома лучше грязного шелка, овечья пещера чище Рима – столицы великой империи. Не было в мире более подходящего место для рождения Спасителя, чем кормушка для волов и овец.

В этой пещере в наступающую ночь сию родится Спаситель мира.

Из этой пещеры Он выйдет на битву с сатаной, который пока еще царствует в мире в виде греха и смерти.

В ночь сию с рождением Христа Небо настежь откроется для всех людей, с чистым сердцем жаждущих Неба.

В ночь сию вся земля воздаст славу в вышних Богу, и через это установится на земле мир и в человеках благоволение.

Вот что должно случиться в эту святую ночь!

«Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно: ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми хотящаго явитися Отроча Младо, Превечнаго Бога» (кондак предпразднства). Аминь.

2015 г.