Смерть нужна для жизни — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Смерть нужна для жизни

Смерть нужна для жизни

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Всем приходится бывать на похоронах и с возрастом – все чаще.

Что там человек видит? Гроб с разлагающимся трупом, потом – могильный холм, на котором со временем вырастит лопух…

И это – все? Ради этого жил человек, трудился, любил, творил, надеялся, страдал?..

Что же такое смерть? В чем ее смысл и есть ли он?

Неверующие люди не то что говорить о смерти, даже и думать о ней боятся. Смущение, подавленность, суеверный страх до ужаса – вот реакция неверующего человека на попытку говорить о смерти. Некоторым же просто некогда говорить или думать о смерти – озабоченность текущими житейскими делами поглощает все время и все силы. Но даже у тех из неверующих людей, кто честно задумывался о смысле жизни и смерти, вряд ли найдется вразумительный ответ.

Верующие люди понимают смысл смерти и поэтому не боятся ее. Понимание же смысла смерти дает смысл самой жизни. Смерть – это не уничтожение, это переход в качественно другую жизнь. Эта мысль находит отражение в языке наших предков.

Современный историк и писатель К. Ковалев в книге «Савва Сторожевский», вышедшей в 2007 году в московском издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей», обращает внимание читателей на этимологию «…очень древнего слова «конец». В его основе находится важнейший для славянского мира корень – «кон». Одним из самых определяющих слов с этим корнем является слово «закон». А еще в важные минуты говорят такую фразу – «на кон поставлено все», или в подтверждение чего-то произносят – «конечно». Смысл старинного корня играет немалую роль в понимании мировоззрения человека Древней Руси. «Кон» – это буквально «род», «начало всех начал», «порядок», «обычай», нечто священное и неприкосновенное, то, что определяет и отмеряет все остальное и в языке, и в жизни.

Когда мы произносим слово «исконный» (а здесь опять встречается корень «кон»), то подразумеваем «изначальный». Например, исконные земли – это те, которые издавна, изначально кому-то принадлежали или были чьей-то родиной. То есть были… испокон веков (и опять – корень «кон»!).

Вот почему, произнося «конец», мы, сами того не подозревая, имеем в виду «начало». В древнерусском языке заложена такая вот оптимистическая программа: «неостановимость бытия». Потому и человек, который «скончался», в сознании понимающего смысл слова человека вовсе не умер в буквальном смысле, а «начался» снова. Бессмертие предощущается на понятийном уровне. Смерти в языковом отображении нет. Кончина – лишь только переход в нечто другое, еще не свершившееся». (С. 14)

Смерть в понимании верующего человека – выпускной экзамен, подведение итогов земной жизни, которая является школой жизни вечной. Если человек подготовился в этой жизни к жизни вечной, то за гробом произойдет радостная встреча с Богом и нескончаемая блаженная жизнь с Ним. «Двоечник» же в этой жизни, который не хотел слушать Бога, бегал от Него, в результате окажется непригодным для Царства Божия, в вечности ему останется только горькое разочарование, жгучая скорбь из-за осознания, что настоящая жизнь прошла мимо, и он оказался ни к чему не пригодным, а исправить уже ничего нельзя.

Правильное понимание смерти дает правильное понимание жизни, правильное отношение к жизни.

В книге «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» великий русский мыслитель И.А. Ильин рассуждает о смерти и жизни. Когда близится смерть или когда, по крайней мере, тень смерти осеняет человека, то все содержания и ценности жизни как-то вдруг, словно сами по себе, переоцениваются. Все то, что в тусклой повседневности, во время безопасного прозябания казалось стершимся, безразличным, почти обесценившимся – вдруг раскрывает свои различия, показывает свое настоящее качество и находит себе верное место и истинный ранг. Око смерти глядит просто и строго; и не все в жизни выдерживает ее пристального взгляда. Все, что пошло, тотчас же обнаруживает свое ничтожество, наподобие того, как листы бумаги, охваченные огнем, вдруг вспыхивают ярким пламенем и сейчас же чернеют, распадаются и истлевают в пепел. Так что впоследствии даже не верится, что этот прах и тлен мог представляться важным и ценным. Но зато все истинно ценное, значительное и священное утверждается перед лицом смерти, победоносно выходит из огненного испытания и является в своем истинном сиянии и величии. Первое изобличается и разоблачается; второе оправдывается и подлинно освящается.

Смерть становится для человека оформляющим и осмысливающим началом жизни. Как если бы старший друг, любящий и заботливый, сказал мне: «Знаешь что, жизнь-то ведь коротка, а прекрасным возможностям – в любви, в служении, в созерцании, в созидании – нет числа; не лучше ли оставить без внимания все пошлое, жалкое и ничтожное и выбрать себе лучшее, подлинно лучшее, на самом деле прекрасное, чтобы не утратить божественных красот мира и жизни?..»

Идея смерти как бы открывает человеку глаза и вызывает в нем какой-то неутолимый голод, жажду истинного качества, волю к божественным содержания, решение выбирать и отбирать, верно, не ошибаясь и не обманываясь. Человек постепенно учится различать – что действительно хорошо и прекрасно перед лицом Божиим и что только кажется хорошим, а на самом деле лишь соблазняет, прельщает и разочаровывает. И проходя этот жиз­ненный искус, он все более и более убеждается, что в жизни есть многое множество занятий и интересов, которыми не стоит жить или которые не стоят жизни; и, напротив, есть такие, которые раскрывают и осуществляют истинный смысл жизни. А смерть дает человеку для всех этих различений и познаний – верный масштаб, истинный критерий.

Смерть есть некая таинственная, от Бога данная «мера всех вещей» или всех человеческих дел. Она нужна человеку в самой жизни и для самой жизни. Ее облачная тень дается человеку не для того, чтобы лишить его света и радости или чтобы погасить душе охоту жить и вкус к жизни. Напротив, смерть воспитывает в человеке этот вкус к жизни, сосредоточивая и облагораживая его. Она учит человека не терять времени, хотеть лучшего, выбирать изо всего одно прекрасное, жить Божественным на земле, пока еще длится его недолгая жизнь. Смерть показывает, что не все, чем живет человек, стоит того, чтобы человек отдавал ему свою жизнь. Тень смерти учит нас жить светом.

Смерть, если ее верно увидеть и понять, есть не что иное, как особый и величественный акт личной жизни. И тому, кто ее верно увидит и постигнет, она откроется, как новый друг, береж­ный, верный и мудрый. (Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. М., Издательство «ДАРЪ», 2006. С. 227-238.)

Итальянский богослов 2-й половины ХV века Иероним Савонарола в проповеди «Об искусстве хорошо умирать», произнесенной 2 ноября 1496 года, говорит, что каждый человек должен помнить о своей смерти. И, если память смертная будет постоянно жить в человеке, ему будет от этого большое благо здесь, на земле, и в вечности.

Памятование смерти имели все святые мужи в древности, и это приводило к тому, что они жили в большой духовной строгости к себе, и вот, теперь они пребывают в раю и блаженстве. Так что человеку весьма полезно памятование смерти; потому что, по христианскому верованию, ни начало, ни середина не приносят пользы, если при этом не будет подобающего завершения. Так что нужно всегда заботиться о том, чтобы сделать это завершение хорошо, а для этого надо всегда памятовать о смерти. И поэтому Премудрый говорит в своей книге: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7: 39); то есть во всех поступках надо помнить, что предстоит умереть. Когда память об этом утвердится в человеке, то он не совершит никакого греха.

Человеку необходимо сделать себе «очки», которые называются «очками смерти», чтобы всегда носить их, то есть иметь в уме постоянную память о том, что в любой час можно умереть, тогда человек хорошо устроит свою жизнь и избегнет многих грехов.

Однако враг рода человеческого старается соблазнить человека, обмануть его и заставить совершить грех, чтобы ввергнуть человека в пучину ада. Иероним Савонарола говорит, что диавол всю жизнь играет с человеком в шахматы и ждет прихода смерти, чтобы дать ему мат. Поэтому надо быть настороже от угрожающего мата, всегда помнить о смерти. От этого зависит, потеряет ли человек все, чего достиг в этой жизни, или выиграет битву за жизнь.

Но только собственными силами человек не в состоянии выиграть эту битву за жизнь. Надо ежедневно просить помощи у Бога, чтобы Он даровал человеку Свой свет, дабы Он просветил человека творить Его волю и этим светом укрепил в уме память о смерти и об иной жизни, то есть о рае и об аде; потому что без этого света невозможно жить доброй жизнью. «Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его«» (Пс. 12: 4-5).

Человеку надо сделать себе близким одного из святых, как бы сдружиться с ним, и Ангела своего, и каждый день молиться им, чтобы они позаботились о нем.

Должно помнить сказанное в Псалтири: «Дорогá в очах Господних смерть святых Его» (Пс. 115: 6); а в другом месте: «Смерть грешников люта» (Пс. 33: 32). Поэтому не надо бояться смерти, но иметь страх перед тем, что следует за смертью дурных людей. Не страшна смерть, если ей предшествовала добрая жизнь. Не смерть страшна, а то, что следует за ней, то есть страдания в аду.

«Таким образом, – говорит Иероним Савонарола, – пусть каждый заботится о том, чтобы хорошо жить, если желает хорошо умереть, и пусть всегда имеет у себя в памяти свой последний, смертный час, дабы, таким образом поступая, нам иметь благодать Божию в этой жизни, а в иной жизни – славу Спасителя нашего Иисуса Христа, распятого и умершего за нас». (ЖМП, 1998, № 12, С. 38-55.)

О том, что память о смерти учит правильно относиться к окружающим, облагораживает и возвышает жизнь, помогает переоценивать ценности, пишет Стивен Кови, автор популярнейшей сейчас на Западе книги об успехе в жизни и бизнесе.

Он предложил своим студентам прожить некоторое время, представляя, что очень скоро они умрут. «»Предположим, что вам осталось жить всего один этот семестр, – говорил я своим студентам, – и что в течение этого семестра вы, как хорошие студенты, продолжаете учиться. Представьте себе, как вы проведете этот семестр».

Все мгновенно предстало в новом свете, в новой перспективе. На поверхность всплывали ценности, которые до этого даже не осознавались.

Кроме того, я предлагал студентам прожить неделю с мыслью об этой перспективе и записывать в дневник все свои впечатления, мысли и переживания.

Результаты были ошеломляющие. Студенты начинали писать родителям письма, в которых говорили о своей любви и признательности. Они восстанавливали ранее испорченные отношения с братьями, сестрами и друзьями.

Теперь доминантой, лейтмотивом и основополагающим принципом их действий была любовь. Как только они осознали, что осталось жить совсем немного, им становилась очевидна бессмысленность ссор, обид, оскорблений и обвинений». (Стивен Кови. Семь навыков высокоэффективных людей. М., Альпина Бизнес Букс, 2007. С. 137.)

Большинство людей живут так, как будто никогда не умрут, а поэтому живут неправильно, отравляя жизнь себе и другим…

2008 г.