Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко) в Неделю Крестопоклонную — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко) в Неделю Крестопоклонную

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы знаем, что все в этом мире находится в движении и пока движется – существует, а перестает двигаться – перестает и существовать. И человек в этой жизни постоянно движется, а перестает двигаться – падает, перестает жить. Когда человек не двигается физически, тогда он теряет здоровье, его тело начинает разрушаться, а когда не движется интеллектуально, тогда деградирует, впадает в слабоумие. Даже когда человек сидит или лежит и по-видимому не двигается, он все равно движется в своих мыслях, мечтах, желаниях. И каждому понятно, как важно выбрать правильный путь, чтобы быстрее и успешнее достичь намеченной цели.

Однако жизнь человека не ограничивается телом, но имеет еще и духовную составляющую. Об этом и напоминает нам Святая Церковь сегодня, в период Великого поста, износя в центр храма Крест Господень. Церковь напоминает нам, что, если человек в духовной жизни избирает неправильный путь, неизбежно впадает в состояние биологического существования, безвозвратно обрушивается в жизнь адскую.

По какому же пути нам надо идти, чтобы не промахнуться, не ошибиться?

Однажды Господь Иисус Христос назвал Себя Путем, Истиной и Жизнью (см.: Ин. 14: 6), а сегодня призывает нас идти единственно верным путем и указывает верное направление: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34). Этот призыв относится не только к Его современникам, но и ко всем людям. Тем более он относится к христианам. Для христианина единственной целью его пути по этой земле является Крест, а единственным смыслом этого пути – крестоношение. Только такой путь является правильным, достойным человека.

Господь никого не принуждает идти этим путем крестоношения. Он только приглашает: «Кто хочет идти за Мною…», и мы как существа свободные можем сделать свой выбор: идти за нашим Богом и Спасителем или избрать другие пути, но это будут кривые, грязные тропы греха и смерти. Человек может сделать выбор, но и будет нести за этот выбор ответственность.

Для истинного христианина даже мысль о возможности какого-то другого пути, кроме как идти за Христом, является нелепой, неприемлемой, даже преступной.

Если мы веруем во Христа Спасителя, значит мы доверяем и Его словам, а Он говорит нам: «Если хочешь быть совершенным,.. следуй за Мною» (Мф. 19: 21). Разве может христианин избрать другой путь, если Христос, в Которого он верует, говорит ему: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48)?

Если же человек избирает другой путь, то становится противником Бога, врагом Христу: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12: 30).

Единственный смысл и единственная цель нашей жизни на этой земле – Крест. И если человек не напрасно называет себя христианином, то он хорошо знает, по какому пути ему надо двигаться и куда этот путь приведет: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его» (Мк. 10: 33-34). Вот настоящий путь Христа, но этот путь был страшный, страшный до ужаса, так что Христос «начал ужасаться и тосковать» (Мк. 14: 33). И апостолы боялись: «Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (Мк. 10: 32).

Но сейчас, когда этот путь ужаса Христос уже прошел, и был вознесен на Крест, мы знаем, что после Креста было Воскресение, началась настоящая жизнь, жизнь радостная, вечноблаженная.

Никто не обещал христианам легкой, беззаботной прогулки по жизни. Вся жизнь христианина – это крестоношение, но уже без страха и ужаса, потому что – это путь Христов, по которому Он взошел в Свою Божественную славу (см.: Лк. 24: 26), чтобы каждого Своего последователя сделать «причастником Божеского естества» (см.: 2 Пет. 1: 4).

Если мы решимся и твердо вступим на путь, который пролагает нам Господь Иисус Христос, если возьмем свой крест, если согласимся с терпением переносить в этой жизни все внутренние и внешние искушения, то, конечно, будет тяжело, но не будет ужаса и отчаяния, потому что Господь, пришедший в этот мир, чтобы взять на Себя и понести все наши недуги и болезни, отрет наши слезы, облегчит нашу боль, вознесет нас «как бы на орлиных крыльях» (Исх. 19: 4) превыше всего земного и страшного к Небесному и радостному, и будет это не когда-то потом, а уже сейчас, в этой жизни.

Об этом знают истинные христиане, и об этом напоминает нам сегодня Церковь, указывая на Животворящий Крест Господень.

«Днесь бывает радость на небеси и на земли, яко Христово знáмение миру является Крест треблаженный; сей бо, предложѐн быв, источает кланяющимся ему радость приснотекущую». Аминь.