Проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Совершая 23 ноября (6 декабря – по новому стилю) 1263 года Литургию во Владимире, митрополит всея России Кирилл чудесным образом был извещен о кончине в Городце, близ Нижнего Новгорода, великого князя Александра Невского и сказал народу: «Закатилось солнце земли Русской!»

И стал тогда над народом, как говорит летописец, великий плач и крики горя и тоски, каких никогда не бывало, и содрогалась от воплей этих земля.

Князь Александр скончался во цвете лет, имея 42 года от роду.

Казалось, в его лице Русская земля лишилась великого подвижника за веру и отечество, который, по словам летописца, «много потрудился за землю Русскую, за Новгород и за Псков, за все великое княжение отдавая жизнь свою и за православную веру».

Святой князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего отечества, чьи деяния не просто оказали влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменили их, предопределили ход русской истории на многие столетия вперед. Ему выпало править Русью в тяжелейшей, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней.

Святой князь Александр своим мечом защитил Русь и людей русских от порабощения с Запада, а своим смирением – от конечной погибели с Востока.

Заслуга благоверного князя не только в тех или иных его действиях, но и в том, что, совершая их, он руководствовался не своими сиюминутными интересами, а своей верой во Христа, стремлением следовать Божественной Правде – это и сделало князя победоносцем во всех его предприятиях.

Не изменил он православию, когда могущественный Рим своим лукавством пытался склонить его к этому.

Папа Иннокентий IV через своих послов убеждал князя Александра подчиниться его власти и привести к латинской вере русский народ, обещая почитать его как наилучшего между католическими государями. Послы Рима попытались научить православного русского князя Закону Божию.

Князь Александр ответил: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого Собора, от первого Собора до седьмого – все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем».

Попытка папских послов не увенчалась успехом, и они возвратились восвояси ни с чем.

Русский князь сделал выбор, выбор не только религиозный, но и политический. Князь Александр отдавал себе отчет в том, что союз с Римом на практике стал бы подчинением латинянам. Святой князь Александр отказался от гибельного для Руси союза с папством и избрал путь вынужденной покорности Орде – это было мудрое решение, иначе не было бы России, не было бы русских. Ордынцам нужны были только русские деньги, они были веротерпимы и безразличны к духовной жизни покоренных народов, а Риму нужна была душа русского народа.

Святой князь Александр сделал выбор между внешним и внутренним рабством, между внешним порабощением и внутренним растлением. Но промыслительно это внешнее рабство в конечном счете привело русский народ не только к великой духовной свободе, несравнимой с тем, что имели и имеют другие народы, но и к небывалому государственному величию – русский народ стал хозяином территории, занимавшей одну шестую часть света.

Благочестивый и венценосный Александр учит нас во всех поступках руководствоваться, прежде всего, Евангелием, чтобы быть христианином всегда.

Сам он был верен до самозабвения и Богу, и Руси. Во всех своих действиях «он прибегал к Господу, и споспешествовал ему Бог» (см.: 2 Пар. 26: 5).

Душа блаженного Александра была преисполнена верой и благочестием, проникнута любовью к Богу и отечеству, возвышена смирением и всеми богоподобными добродетелями.

Святой Александр был другом Божиим, и от Христа Царя Небесного, волю Которого свято чтил и Которого всегда носил в своем сердце, еще в земной жизни своей почерпал радость. Душа его радовалась, потому что праведники всегда радуются о Господе (см.: Пс. 32: 1), и таковые мужи сияют, как светила небесные.

Если душа завидует, если одержима гневом, если помрачена ревностью, ненавистью и другими низкими страстями, тогда лицо человеческое становится мрачным, безобразным, отталкивающим.

Добродетель же всегда и везде величественна, божественна, потому и лицо праведника становится ликом, который блистает верой, милосердием и любовью, сам он преисполняется мудростью и физической силой.

Потому современники, описывая внешний вид своего святого князя, не находили подходящие сравнения в окружающей действительности, но только в Священном Писании: по красоте его сравнивали с праведным Иосифом Прекрасным, отличавшимся исключительной внешней красотой, по силе – с необычайно сильным духом и телом, прославившимся чудными подвигами ветхозаветным судьей Самсоном, по уму – с премудрым царем Соломоном.

Сегодня завершаются церковные торжества, посвященные 800-летию со дня рождения святого князя Александра, но не прекращается наше почитание великого князя, не иссякают молитвы к нему, не перестает он быть для нас примером, достойным подражания. Он пример нам, как надо верить в Бога, как надо любить свой народ и свою родину, как можно быть сильным, мужественным и смиренным.

Когда русский народ узнал о кончине великого князя Александра Невского, это было воспринято с великой скорбью и ощущением надвигающейся катастрофы. Однако Господь утешил народ сознанием того, что это солнце продолжает сияет над Русью, что в лице князя Русь приобрела себе заступника у Престола Божия. Не закатилось солнце земли Русской – великий князь не прекратил своего служения и не однажды становился скорым помощником в самые трудные минуты жизни нашего отечества.

Помогал и помогает доныне Небесный заступник государства Российского каждому христианину, прибегающему к нему с горячей молитвой:

«Светильник многосветлый Русской земли, чудесами как второе солнце сияя, всех нас поминай, почитающих память твою, Александр блаженный». Аминь.