Поучение о званных на пир — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Поучение о званных на пир

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Сегодня читано было Евангелие о великой Вечери, устроенной Отцом Небесным, или о Царстве Небесном, уготованном от сложения мира для человеков, и о приглашении от Него на эту Вечерю великую, или в Царство Небесное, людей всякого звания. Приглашенные все начали отказываться и все по пустым причинам: один купил поле и пошел посмотреть его; другой – пять пар волов и пошел испытать их; третий – женился и из-за жены не хотел идти на царскую вечерю.

Не правда ли, что приглашенные оказали большую дерзость и невнимательность к Царю своему и приготовленной Им вечери?

Потому согласитесь, что вполне справедлив приговор Царя, устроившего вечерю, – о приглашенных на вечерю. Какой приговор? Следующий: «Никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14: 24).

Кто же эти званные?

Многие, многие из христиан, может быть, и из нас с вами. Мы называемся Церковью, обществом званных, т.е., на вечерю Царства Небесного. Все мы с вами позваны чрез Крещение в Царство Небесное, все обязались исполнять заповеди Христовы, уставы Святой Церкви Его.

Но кто из нас идет, как следует идти в Царство Христово? Кто усердно исполняет Его заповеди?

Все или бо́льшая часть из нас привязаны к миру, к богатству, к удовольствиям, к суетным почестям; о небесном царстве, о угождении Богу, о душе, о ее спасении от грехов, о святости, о обновлении души – нет заботы; живи себе душа в старых грехах, а нет – прибавляй новых; можно называться христианином и позволять себе гордость и ненависть, зависть, чревоугодие, объедение, пьянство, блудную нечистоту, своенравие, упрямство, ложь и обман, праздность, рассеянность, злословие, празднословие, клевету, месть. Вот как мы, позванные в Царство Небесное, усыновленные Богу, помышляем и живем. А слышим часто слово Божие; слышим часто в Евангелии слово о покаянии и угрозу Господа, что если не покаемся, то погибнем, слово о суде, о милостыне, да помиловани будем, а все живем в неисправлении. Мы чрез это самое отрицаемся от царского приглашения на вечерю. Но что если, может быть, и о нас уже Господь изрек праведный приговор Свой: «Никто из тех званых не вкусит моего ужина»? Ужасно.

Впрочем, есть еще время опомниться и исправиться: еще двери покаяния отверсты, еще можно оставить пристрастия к мирским удовольствиям, хотя время от времени это все будет становиться труднее и труднее, еще можно оставить рассеянность и сосредоточиться на своей душе и на ее вечной судьбе. – Поспешим.

Но что сказать о тех, которые, по призыву Церкви, даже в воскресные и праздничные дни не приходят в храм для участия в божественной вечери, устрояемой здесь Спасителем нашим, или не приходят и раз в году для причащения Божественной Вечери? А то, что если им трудно, а не легко, горько, а не сладостно быть на этой вечери, на которую так удобно приходить ныне, то видно для них труднее и горче идти на ту Небесную Вечерю, в Царство Небесное. А трудно оттого, что сердце их привязано к земному: к земной суете, к земным благам; для них дороже сребро и злато, чем вечеря Господа; дороже яства и напитки, чем беседа и соцарствие с Господом; дороже катанья, театры, пустословие светских книг и проч. и проч. Таким людям незачем и быть на Вечери Божией: как там быть им с Господом Богом, когда они не хотели быть с Ним здесь? Как быть им там с Ангелами и со святыми, когда они не любили быть в сообществе их в этом храме? Как им можно наслаждаться Небесным блаженством, когда они и здесь не имели о нем понятия и не развили духовного вкуса, духовной приемлемости к этому блаженству; когда они весь век провели в страстях и пристрастиях, коих плод – мучение и огонь вечный? – Невозможно.

Господи! Прежде, даже до конца не погибнем, спаси нас! Аминь.