26 марта – родительская суббота — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

26 марта – родительская суббота

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В чреде великопостных дней есть несколько особых дней, которые называются родительскими субботами, когда Церковь призывает нас совершать усердные молитвы о наших усопших сродниках, которые провели жизнь благочестиво, скончались в вере и надежде воскресения и жизни вечной, но, возможно, согрешили по немощи человеческой, чтобы Милосердный Господь в час Страшного Суда простил их и удостоил стать одесную Его, на стороне праведных и ввел в вечноблаженное Царство Свое.

Преподобный Иоанн Дамаскин говорит о благотворности молитв за усопших и для самого молящегося: «Прежде наступления страшного часа будем помогать друг другу и приносить жертвы братолюбия милосердующему о душах Богу. Человеколюбивый Господь благоволит исполнять прошения людей, относящиеся ко спасению, и особенно преклоняется не тогда, когда кто-либо подвизается ради только спасения своей собственной души, но когда делает это и ради ближнего, ибо через это земнородный восходит к богоподражанию, испрашивая даров для других, как милости для себя самого, исполняет меру совершенной любви, получает отсюда блаженство и вместе с душой ближнего и для собственной души делает превеликое добро».

Поскольку время Великого поста – это время, когда Церковь учит нас правильной, христианской жизни, то в эти родительские субботы у нас есть возможность серьезно задуматься о своей жизни и о предстоящем разлучении наших душ с телами, а потом – суд. Великий пост дается нам как средство очищения от всякого греха, от всякого недостатка, чтобы могли мы оставшееся время этой жизни провести в благоговейном настроении, в молитве и изучении Божественного Слова, в посильном труде на пользу себе и ближним. От нашего духовного состояния здесь, на земле, зависит наша участь в вечности.

С каждым днем мы приближаемся к встрече с Господом в ином мире, приближаемся к Страшному Его Суду, чтобы дать отчет за свою жизнь и получить или Царство Небесное, или вечные муки. К этому всем надо быть готовыми и не предаваться беспечности, не проводить эту жизнь легкомысленно, в духовном расслаблении, но быть осторожными и осмотрительными во всех своих мыслях, словах и поступках, ревностно стремясь угодить Богу исполнением Его воли, чтобы не оказаться в положении того раба, который был связан по рукам и ногам и выброшен их брачного чертога «во тьму внешнюю; где будет плач и скрежет зубов» (см.: Мф. 22: 13).

Внезапно может нас настигнуть час смертный, страшный для живущих в грехах, не очищенных покаянием, бесчинствующих и своенравных, но радостный и желанный для любящих Бога, для добродетельных, благочестивых и смиренных. Истинный христианин с радостью ожидает разлучения души с телом, потому что после того, как была «поглощена смерть победою» (1 Кор. 15: 54) Воскресшего Господа Иисуса Христа, человек, живущий праведно, возводится в Царство Небесное, в Царство любви и радости, которое обещал Бог любящим Его. Страшно только упустить благоприятное время жизни, данное для подготовки к этому переходу.

Когда придет Посланник Божий, чтобы разлучить душу с телом, и скажет: «Выходи, душа!», тогда благие дела и чистая совесть окажут великую помощь, утешение и милость тем, кто их приобрел в этой жизни, – они оградят и защитят от злых духов, и душа с радостью отойдет к Спасителю, сопровождаемая Ангелом Хранителем.

Перед Страшным Судом по неизреченной силе Божией тела всех людей восстанут из праха земного, души узнают свои тела и соединятся с ними. Тогда все люди вновь встретятся, узнают друг друга, но уже не свойствах этого тленного мира, но в красоте бессмертия. С радостью тогда мы встретимся: родители – с детьми, мужья – с женами, браться – с сестрами, друзья – с друзьями; встретимся с теми святыми, имена которых носим, которых любили и почитали, жития которых изучали и старались по мере сил подражать, к местам подвигов которых совершали паломничества.

«С какой радостью ты отойдешь из этого мира и переселишься к горнему, к Богу, в неприступный свет (см.: 1 Тим. 6: 16), в невечерний день, в неизреченную радость, в непостижимую славу, в селения святых, во дворы Господни (см.: Пс. 83: 3), в «церковь первородных» (Евр. 12: 23), в недра Авраама (см.: Лк. 16: 23), в прекрасный и полный всякими благами рай, в нерукотворный чертог, в недоступные очам блага, в неслыханные радости, в неизреченные сладости, в Ангельские ликостояния, в пророческие собрания, к апостольским тронам, во дворец Небесного Царя и во град Бога Иаковля (см.: Пс. 47: 2, 9)! Кого вы там увидите? Владычицу мира и Матерь Господа нашего Бога, бесплотные Силы, Херувимские и Серафимские воинства, чины святителей и святых, бесчисленные полки тамошних жителей и, наконец, Блаженную Троицу» (преподобный Феодор Студит).

Помня о предстоящем переходе в жизнь иную и о Страшном Суде, «будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр. 12: 28), чтобы перейти в вечное блаженство, а не в смерть вечную, об избавлении от которой молился царственный псалмопевец Давид: «Услышь меня, Господи Боже мой!.. да не усну я сном смертным» (Пс. 12: 4). Аминь.