Проповедь в Лазареву субботу — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Проповедь в Лазареву субботу

Проповедь в Лазареву субботу

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня преподобный Андрей Критский обращается ко всем нам с такими словами:

«Лазарь созвал настоящее собрание, и хочет приготовить из своего воскресения трапезу, достойную тех, которые любят прекрасные и чудные вещи…

Как же он это делает?

Предлагая в снедь совершившееся над ним великое чудо. А сколь оно велико, о сем тотчас будет сказано. И так, взяв теперь в руки Евангелие и вникнув в слова, постараемся открыть глубокий смысл их, оcтановяcь на чуде, откуда рекой проливающиеся токи учения предложим желающим обильно почерпать из них».

А из Евангелия мы узнаем, что Господь Иисус Христос совершил великое и преславное чудо, воскресив Своего друга Лазаря из мертвых (см.: Ин. 11: 1-45).

Когда Лазарь заболел, сестры его послали к Иисусу Христу, чтобы уведомить Его о том, что Лазарь, которого Он любит, болен. Однако Иисус Христос не сразу спешит к больному, Он медлит и приходит в Вифанию, где жил Лазарь с своими сестрами Марфой и Марией, когда Лазарь уже четыре дня лежал во гробе.

Встреченный сестрами умершего, Иисус Христос идет к пещере, где похоронен Его друг, и говорит: «Отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.

Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?

Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисусвоззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» (Ин. 11: 39-44).

Еще не выветрился из пещеры смрад разлагающегося тела, как Лазарь, повинуясь властному слову Господа, вышел навстречу потрясенным иудеям, вышел живой, здоровый, наполненный жизненными силами.

Издревле некоторые христиане задавались вопросом: «Почему грешники благоденствуют, а праведники страдают?» И здесь мы видим, что друг Спасителя заболевает: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен» (Ин. 11: 3).

На это недоумение святитель Иоанн Златоуст отвечает: «Многие соблазняются, когда видят некоторых угодных Богу людей в каком-либо бедствии, когда видят, например, что они подверглись болезни, или бедности, или чему-нибудь другому подобному; а того не знают, что такие страдания свойственны тем, которые особенно любезны Богу. Так вот и Лазарь был из друзей Христовых, а был болен…»

Спустя несколько веков после смертельной болезни Лазаря подобными вопросами мучился преподобный Антоний Великий: «Господи! отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, а другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетой?»

И он получил ответ, который можно адресовать всем нам, маловерным и сомневающимся в Божием о нас попечении: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это – душевредно».

Созерцая чудо воскрешения Лазаря, нам с вами, однако, недушевредно задуматься о своей жизни в перспективе будущего всеобщего воскресения мертвых и о последующей вечной жизни или вечной смерти.

В воскрешении Лазаря Господь ясно указывает на всеобщее воскресение – великое и страшное таинство, которое случится в последний день. Глас Спасителя, воззвавшего: «Лазарь, иди вон!», символизирует великую трубу Божию, которая однажды возвестит всеобщее воскресение.

Об этом говорит нам Церковь в тропаре праздника: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже».

Перед совершением вифанского чуда Господь сказал сестре Лазаря Марфе: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11: 25-26).

Христос Сам есть источник жизни, и в Его власти умершего телесной смертью вернуть к жизни, а любого верующего сохранить от смерти духовной. Христос победит смерть Своей смертью и Воскресением, но и после этой победы телесная смерть сохранит временную власть над людьми – до Второго Пришествия и всеобщего воскресения мертвых, когда верующий во Христа, то есть изъятый из власти духовной смерти, воскреснет в жизнь вечную и уже «не умрет вовек».

Монах Евфимий Зигабен пишет, что «здесь говорится о верующих во Христа, которые, хотя и умирают смертью на земле, будут жить блаженной жизнью будущего века. Говоря это, Иисус Христос показал, что только в будущем веке есть истинная жизнь и смерть, потому что они не могут изменяться и сменять одна другую, – и что о них-то и нужно больше всего заботиться».

А позаботиться есть о чем. Лазарь, четверодневный обитатель мрачной и смердящей страны мертвых, есть образ нашей души, часто побеждаемой слабостью человеческой природы, впадающей в грех, умирающей смертью духовной и самой жалкой и издающей смрад греховных навыков.

Понимая свое бедственное, греховное положение, воздохнем молитвенно ко Христу Спасителю о прощении наших грехов и о воскресении: «Лазаря воздвигл еси Божественным, Христе, глаголом; и мене, многими прегрешеньми умерша, возстави, молюся». Аминь.