Великая и Преблагословенная Суббота в Петропавловском соборе г. Томска — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Великая и Преблагословенная Суббота в Петропавловском соборе г. Томска

23 апреля 2022 года – Великая и Преблагословенная суббота Страстной седмицы. Православная Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его пречистого тела во гробе, сошествие душой во ад, победу Спасителя над смертью и избавление душ праведников, с верой ожидавших Его пришествия.

В Петропавловском соборе г. Томска Великую вечерню и Литургию святителя Василия Великого совершил ректор Томской духовной семинарии, ключарь собора архимандрит Иосиф (Еременко) в сослужении митрофорного протоиерея Богдана Биды, протоиерея Илии Семина, протоиерея Андрея Самкова, протоиерея Александра Шахова, иерея Вадима Васильева, священника Михаила Назарова, протодиакона Владимира Маркова и диакона Вячеслава Ермоловича.

Богослужение Великой и Преблагословенной Субботы уникально, как по наполнению богословским содержанием, так и по своей структуре:

– начинается оно Великой вечерней, которая переходит в Литургию святителя Василия Великого;

– читаются ветхозаветные пророчества о Воскресении Христовом;

– вместо Трисвятого звучит пение стиха из послания апостола Павла к Галатам: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» – «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3: 27), – поскольку именно в этот день в древней Церкви совершали Таинство Крещения над оглашенными;

– читается Апостол, в котором раскрывается значение и таинственная сила Крещения (Рим. 6: 3-11);

– перед евангельским чтением торжественно поется гимн «Воскресни, Боже, суди земли…»;

– в это время священнослужители меняют темные великопостные облачения на белые – праздничные.

Переоблачение священнослужителей напоминает о том, как в древности после чтения паримий Великой субботы в храм входили новокрещеные в белых одеждах, а также указывает символически на Ангелов, благовествовавших о Воскресении Христовом.

После сугубой ектении была прочитана молитва о восстановлении мира.

По отпусте Литургии архимандрит Иосиф совершил уставное благословение хлеба и вина, которое совершается в память о том, что древние христиане, оставаясь в храме после Литургии до Пасхального богослужения, вкушением освященных хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь.

Затем архимандрит Иосиф произнес проповедь.