Проповедь в Неделю 3-ю по Пасхе — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Проповедь в Неделю 3-ю по Пасхе

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Христос Воскресе!

Ныне Святая Церковь Христова молитвенно прославляет свидетелей смерти и Воскресения нашего Спасителя. Это святые жены-мироносицы Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, сестры Лазаря Марфа и Мария, Сусанна и множество иных, которые служили Христу и ученикам Его от имений своих.

Это и святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим.

Праведный Иосиф Аримафейский, богатый и знатный член синедриона из города Аримафеи, был тайным учеником Иисуса Христа. После распятия и смерти Господа Иосиф просил тело Его у Пилата. Вместе с Никодимом, который «принес состав из смирны и алоя, литр около ста» (Ин. 19: 39), «они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин. 19: 40), и погребли Его с подобающими почестями и благоговением в Гефсиманском саду в новом гробе в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц. После погребения тела Господня Иосиф был брошен иудеями в ров и, исхищенный оттуда Божественной силой, отправился в свое отечество, в Аримафею. Воскресший Христос явился ему, заключенному в оковы, и этим еще более утвердил в тайне Своего Воскресения. Несмотря на то, что праведному Иосифу пришлось претерпеть много гонений со стороны иудеев, он не находил возможным умалчивать об этой тайне, но с дерзновением сообщал всем о минувших событиях.

Праведный Никодим, «один из начальников Иудейских» (Ин. 3: 1), сродник еврейского законоучителя Гамалиила, также был тайным учеником Иисуса Христа. Его Сам Господь в беседе научил святой вере. Когда Никодим был крещен апостолами, и иудеи узнали о его вере, то захотели и его побить камнями, но не сотворили этого ради славы и чести Гамалиила. Они только отобрали у него имение и начальство и изгнали из города.

Святая Церковь призывает сегодня нас восхвалить «Иосифа чуднаго купно с Никодимом, и мироносицами верными», ибо жены-мироносицы были «первые и неложные свидетельницы Воскресения, Иосиф же и Никодим – погребения, а это важнейшие и содержательнейшие у нас догматы». Тем самым Церковь вновь поставляет нас перед страданиями и Крестом Спасителя, перед Его погребением в Гефсиманском саду и перед фактом Его Воскресения, ибо эти величайшие события есть победа над смертью и адом и торжество жизни, освобождение рода человеческого от рабства греху, обновление человеческого естества, просвещение и освящение всякого человека, начало нетления и вечной жизни.

Эти события, имеющие важнейшее значение для человечества и в жизни каждого из нас, Святая Церковь через богомудрых отцов Вселенских Соборов записала в Символе веры, как одни из основных догматов христианского вероучения:

«Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

И воскресшаго в третий день по Писанием».

Как лучи восходящего солнца сразу же разгоняют ночную мглу и наступает новый день, так и свет Христова Воскресения рассеял мглу греха, в которую был погружен весь мир и знаменовал наступление Нового дня, Нового мира. «Воскреснув из мертвых, Господь Иисус Христос дивно проявил и показал Свой Божественный свет, которым в Своем Воскресении преисполнил все человеческое естество и всю тварь. А это значит – просветил все это и наполнил святостью, потому что Божественный свет – это и есть та сила, которая просвещает и тем самым освящает. Быть наполненным Божественным светом, светом Христова Воскресения, светом Воскресшего Христа – это и значит быть просвещенным и освященным. Истинное просвещение и освящение – в том, чтобы исполниться воскресным светом Господа Иисуса и освятить им все свои мысли, все свои желания, все свои чувства, все свои дела, всю свою жизнь. А все это рождается в человеке от пламенного чувства и неугасимого сознания того, что он – личность бессмертная, которая уже в этом мире времени и пространства живет вечной жизнью, сотканной из непреходящих Божественных истин и ценностей» (преподобный Иустин Челийский).

Воскресший Спаситель, явившись женам-мироносицам, говорит им: «Радуйтесь!» (Мф. 28: 9). И сердца их наполнились «радостью неизглаголанной». С Воскресением Спасителя мир стал другим, в него вошла пасхальная радость победы Жизни над смертью.

Этой сверхъестественной пасхальной радостью наполняются сердца и все существо каждого православного христианина, и эту радость никто не может отнять. Эта радость помогает христианину жить, преодолевая все трудности и болезни. Исполненный этой радостью, христианин мужественно идет по жизни, не страшась ни двуногих, ни четвероногих, ни видимых, ни невидимых врагов.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!