27 сентября – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

27 сентября – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сердечно поздравляю всех с праздником Воздвижения Креста Господня!

Церковные историки оставили нам описание этого великого для всего мира события.

В Иерусалим для молитвы и посещения тамошних священных мест прибыла мать императора Константина Великого Елена. Она весьма желала найти Древо Честного Креста. Но найти его, равно как и священный Гроб, было нелегко, потому что в древности языческие гонители Церкви, стараясь всеми средствами истребить едва возникавшее Богопочитание, покрыли то место большим холмом, поверхность выстлали камнем, построили храм Афродите и воздвигли ей статую.

Однако желание и целеустремленность святой императрицы преодолели все трудности, и она нашла Голгофу.

Царица приказала расчистить это святое место, и в глубине, на одной его стороне, показалась пещера Воскресения, а на другой, близ того же места найдены три креста. Оставалось выяснить, который из них – Крест Христов, и возникла надобность в указании Божеском, а не человеческом.

И случилось удивительное.

В Иерусалиме тогда была одна знатная женщина, страдавшая тяжкой и неизлечимой болезнью. К ней, лежавшей на одре болезни, пришел Иерусалимский святитель Макарий, в сопровождении царицы Елены и своих приближенных. Сотворив молитву и дав знать присутствующим, что Божественный Крест должен быть тот, который, будучи возложен на женщину, исцелит ее от болезни, он начал возлагать на нее кресты один за другим. Когда возлагаемы были первые два, с женщиной не произошло ничего важного и замечательного, и она находилась уже при самых вратах смерти, но как скоро коснулись ее третьим, болящая, как пишет церковный историк, «вдруг открыла глаза и соскочила с постели здоровая».

Таким же образом был воскрешен и мертвый.

Так был обретен тот Крест, на котором распростер Свои руки Вседержитель, тем самым освободив мир от бездны прегрешений.

Потрясающие эти чудеса наблюдало великое множество народа, люди рассказывали об увиденном своим знакомым. Отовсюду стали стекаться толпы, но возможность прикоснуться к Кресту была далеко не у всех. Епископ Макарий с радостью поднял Крест Христов, и царица Елена и весь собравшийся народ, восклицая «Господи, помилуй!», поклонились, но поклонились Спасителю, а не дереву, поклонились умершему на Кресте Сыну Божию.

Празднуя молитвенно это великое событие, у нас есть повод обратиться сегодня к образу равноапостольной царицы Елены, благочестием и трудами которой было обретено Животворящее Древо Креста Господня.

Жизненный путь равноапостольной царицы Елены был очень нелегким. Она происходила, по сути, из низов: отец содержал трактир и станцию, на которой перепрягали лошадей, в селении Дрепан, в малоазиатской Вифинии. Дочь помогала родителю, подавала путникам еду. Одним из таких путников оказался знатный военачальник Констанций Хлор, обративший внимание на красивую девушку. В 272 году у них родился сын, будущий император Константин Великий.

Несмотря на жестокие языческие гонения, царица Елена воспитала сына в христианстве и много способствовала тому, чтобы впоследствии Константин сделал христианство государственной религией Римской империи. Со временем Констанций добился заметных политических высот и развелся с Еленой, чтобы жениться на падчерице императора Максимиана. Сына Елена забрал с собой. На тот момент Константину было 18 лет.

После этого события о судьбе ее ничего не известно вплоть до провозглашения Константина императором Великой Римской империи. Он объявил свою мать императрицей и позволил свободно исповедовать христианство. Самой Елене было далеко за 60, когда она официально приняла истинную веру и стала духовной опорой империи.

Будучи ревностной христианкой, отличалась она самоотречением и преданностью Господу. Пример искреннего благочестия царицы производил глубокое впечатление не только на верующих во Христа, но и на неверующих.

В 326 году царица отправилась на Святую Землю. Сын предоставил ей неограниченные средства и огромные полномочия. Она была уже в преклонном возрасте, приближалась к 80-летию. Но Господь сберег ей достаточно сил для последнего, самого главного дела ее жизни. И она его исполнила достойно.

Как была она служанкой с младых ногтей, так и осталась служанкой, только теперь, взойдя на царский трон, она получила возможность служить Богу и людям во вселенском масштабе и в полной мере использовала эту возможность. Для святой Елены царственное положение не стало поводом к самообслуживанию и купанию в роскоши. Свою жизнь провела она славно и знаменито, как нельзя более: была провозглашена августейшей, отчеканила золотую монету с собственным изображением и, получив от сына власть над государственными сокровищами, пользовалась ими во славу Божию.

О духовной высоте намерений блаженной царицы Елены, о ее самоотречении до самозабвения говорит святитель Амвросий Медиоланский:

«Блаженная Елена, прибыв в Иерусалим, начала посещать святые места и по вдохновению Духа искала дерева Крестного, и, приступив к Голгофе, говорила сама себе: вижу я здесь место сражения, но не вижу победы; ищу знаков спасения и не обретаю. Я на престоле, Крест же Господень – во прахе; я в золотых одеждах, знамение же победы Христовой – в развалинах; еще ли он сокровенен, еще ли сокровенна вечная жизнь? Как мыслю себя быть искупленной, когда не вижу самого искупления?»

Одни историки называют ее правительницей Иерусалима, другие же свидетельствуют, что, живя тогда в Иерусалиме, она призывала к себе и угощала священных дев, служила им при столе, подавала кушанья, наливала своими руками воду и делала все прочее, что обыкновенно делают слуги для гостей.

Поиски святой Еленой Животворящего Креста и других святынь – это забота о христианах, которым не просто было следовать истинной вере в языческой Римской империи, которым требовалась поддержка.

Благодаря равноапостольной царице Елене народ Божий обрел Животворящий Крест, который явил миру немеркнущий свет Воскресения Христова, который возвратил людям, сидящим во мраке неверия и греха, свет, свет новой жизни, свет Богопознания.

Помолимся усердно, чтобы Крест Христов рассеял тьму и возвратил свет в жизнь каждого из нас:

«О Крест, о свет мой, свети мне во всякое время, прогоняя тьму прочь от моей души» (преподобный Феодор Студит). Аминь.