Памяти праведного Иоанна Кронштадтского — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Памяти праведного Иоанна Кронштадтского

14 июня – память праведного Иоанна Кронштадтского

 

Архимандрит Иосиф (Еременко)

 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

о гостеприимстве и хождении в гости

 

«Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,
и блажен будешь, что они не могут воздать тебе,
ибо воздастся тебе в воскресение праведных
»

(Лк. 14: 13-14)

 

Внимательно наблюдая за своей духовной жизнью, святой праведный Иоанн Кронштадтский обращает внимание на самые, казалось бы, незначительные бытовые события, такие, как хождение в гости и прием гостей у себя, потому что и в этих ситуациях проявляются человеческие пороки и добродетели, проявляется состояние души и есть возможность к самосовершенствованию. Часто бывая в гостях и приглашая гостей к себе, святой Кронштадтский подвижник в своих дневниковых записях говорит о духовном взаимообогащении христиан от такого общения и о возможных опасностях.

Христианина, имеющего желание жить благочестиво в обществе, среди людей, враг рода человеческого может всеми силами отвлекать от общения через скупость: «Ты, благочестно живущий в обществе, внимай: иногда враг всеми мерами будет отклонять тебя от общения с другими, особенно чрез посредство скупости; отвергай от сердца своего козни врага и старайся всячески иметь общение любви и вещественного достояния твоего с ближними, старайся сохранять единство духа в союзе мира [Еф. 4: 3]». «Если ты не терпишь гостей, – говорит отец Иоанн, – значит ты скуп». «Скупец боится и за будущие свои расходы, за будущее посещение родственников и знакомых. Но надо наперекор ей [скупости], радоваться посещению родных и знакомых и случаю оказать им гостеприимство. Для скупца нет добродетели гостеприимства и странноприимства. На всех он смотрит холодно со стороны своих денег, своей алчности убийственной! Все он холодит своим взглядом». Когда к христианину приходят гости, надо от всего сердца радоваться этому, ибо в этом посещении – проявление милости Божией, Который дает христианину случай оказать гостеприимство и братолюбие: «Когда придут к тебе гости, нужно от сердца радоваться их приходу и говорить: какую милость мне Господь послал! Я имею случай оказать братолюбие и гостеприимство! А скоропоспешные чувства отвращения и вражды к гостям, гнездящиеся в сердце, при первом разе искоренять и потом не поддаваться им. Лицо являть веселое, скорби и уныния отнюдь не показывать». «Когда будут у тебя гости в доме, вспомни тогда, что ты сам гость на земле, и как щедро угощает тебя здесь Отец Небесный, так ты щедро угощай других, чтобы сподобиться тебе в Небесном Отечестве неизреченных, бесконечных щедрот Его во Христе, Господе нашем».

Имея перед собой примеры святого Филарета Милостивого и многих других святых, отец Иоанн говорит, что «расточать свое имение на гостеприимство – значит приобретать». «Радуйся и гордись, питая тленным хлебом какого бы то ни было человека. Великое счастье наше, что мы образу Самого Бога можем так удобно служить вещественными благами и заслуживать тем Его любовь и благодарность!»

Гости дают христианину удобную возможность потерпеть ради Христа: «Пусть и поедает брат мой мое достояние, но не отнимает у меня последнего куска хлеба. А если бы и так? И тогда – ради Христа – сколь сладостно было бы потерпеть!»; «Ходят часто в мое жилище и беспокоят меня, но не лишают меня его, не совлекают с меня одежд моих, не разделяют их на части и не мечут жребия. О! Как я мало терплю или вовсе не терплю ради Христа! Как я мало преуспеваю в любви!»

«Примечай Промысл Божий и в посещении тебя гостями: они приходят ни реже, ни чаще, как столько, сколько нужно для испытания твоей добродетели гостеприимства и для испытания, насколько ты привязан к земному».

Через гостей Сам Господь приходит в дом и испытывает хозяина, и надо с радостью принимать гостей, как Самого Господа: «Когда будут наводнять часто дом твой гости, принимай это за посещение Божие и радуйся, что Бог не войной, не пожаром, не чрез неприятелей лишает тебя твоих благ (а ведь с другими это нередко бывает), а чрез твоих же знакомых и что ты имеешь случай показать здесь свою любовь к ним и к Богу. Бог может потребовать от нас Себе жертвы, когда хочет. Приноси же Ему с радостью жертву гостеприимства. Не войной, не пожаром, не татями, не засухой и гладом хлеба, не болезнями испытывает тебя Бог, а самым легким испытанием. Как бы Сам Он приходит к тебе в лице гостей (всякий человек – образ Его, а христианин – член Его, от плоти и крови Его) и хочет видеть, как ты пользуешься дарами Его благости: с пристрастием или нет; и как ты успеваешь в любви, как ценишь рабов Его, с радушием или без радушия, как лукавый раб, чуждый любви, принимаешь их. Внимай себе. Всякому человеку на долю выпадают разные искушения. Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию [Рим. 15: 7]». Провожая гостей, надо следить за собой, чтобы не возникло в сердце чувство ненависти к ним: «Принявши и угостивши с искренней лаской часто приходящих гостей, блюди, чтобы не презреть и не возненавидеть их в сердце при провожании их из дому или по дороге, ибо враг не дремлет, и плоть твоя – эта усердная раба его – готова служить ему при первом искушении. Презревши гостей, ты презришь Самого Господа в лице их, Который Сам принимает угощение наше в лице гостей, как некогда Авраам, ибо Господь живет в христианах, по Писанию: вселюсь в них и буду ходить в них [2 Кор. 6: 16]… Итак, недобрый конец доброго дела да не лишит тебя награды за гостеприимство».

Христианин, из-за скупости чуждающийся общества, «подвергнется достойному наказанию – тоске и убийственному унынию», поэтому надо принуждать «себя к разговорчивости: слово прогоняет уныние души, успокаивает, расширяет недра души, просвещает, оживотворяет ее слово. Слово – златая связь, цепь разумных существ. Диавол повергает нас часто в уныние чрез бессловесие, не давая нам свободно мыслить, чувствовать и говорить».

«Не должно, – пишет отец Иоанн, – пренебрегать посещением гостей: при этом посещении открывается, насколько мы обязательны друг ко другу и сердечно ли уважаем друг друга; общения не забывайте, сказано [Евр. 13: 16]; также – открываются наклонности и расположение сердца нашего, страсти наши… вообще наши добродетели или страсти узнаются в служении ближним, кому бы то ни было».

Хождение в гости бывает благотворно для христианина: «Когда идешь в гости к кому-либо из родных или знакомых, иди не для того, чтобы у них хорошо поесть или попить, а для того, чтобы разделить с ними дружескую беседу, чтобы беседой любви и искренней дружбы оживить свою душу, обмершую от житейской суеты…»; «и потому хорошо ходить в гости,.. что при этой общительности мы учимся друг у друга, заимствуем друг у друга добрые качества, замечая и собирая душевные сокровища…»

Общение с людьми полезно и для семейного окружения христианина, для прекращения возможных семейных разногласий: «Надо иметь общение с людьми, ходить в гости: там домашние, почему-либо враждующие, сближаются, сдруживаются, бывают мягче, откровеннее; в гостях и жена, и свои все бывают любезны и любезнее».

Не отвергая возможность невинных удовольствий для христианина, отец Иоанн предупреждает, что нельзя никогда предаваться никаким удовольствиям до забвения себя и Бога. Совершенно недопустимы для христианина сборища, где люди предаются различным излишествам, а не проводят время благочестиво: «Когда вы, братья и сестры, бываете на вечерах и в вихре танцев, при потоках света от люстр и канделябр, при звуках инструмента с увлечением носитесь по обширным комнатам, – о! мне невольно приходит тогда в голову суетность ваша и дней ваших, проведенных в мыслях, заботах о танцах и в самом танцевании, и приходит на память тот вечный скрежет зубов, который ожидает всех неключимых, убивших в праздности дни свои, рабов.

А когда сидите за столами роскошными, обремененными множеством напитков и переменных блюд, и сладко, часто до пресыщения, пьете и ядите, я вспоминаю тогда слова Спасителя: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими [Лк. 21: 34], или: Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете [Лк. 6: 25]. И вспоминая о тех плачущих и алчущих, которым обещаны в том веке радость вечная и насыщение бесконечное. (Если вы любите бывать на званных обедах – верное слово, – недалеки вы от погибели; скоро, очень скоро, может быть, найдет на вас внезапу страшный час смерти.) Ах, не прельщайтесь насыщением чрева, не предавайтесь с увлечением сердца никаким светским увеселениям и наслаждениям; если же уж нельзя иногда обойтись без танцев и обедов званных, делайте, по крайней мере, это без сердечного сочувствия и носите всегда в сердце слова Господни, предостерегающие вас от вечной погибели».

Размышляя над словами Спасителя: «…когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк. 14: 12-14), отец Иоанн пишет, что этими словами Господь вовсе «…не разрывает вашего союза с родными, друзьями и знакомыми. Принимайте их и сами ходите к ним. Но зачем расточать для них бесполезно вашу хлеб-соль в таком изобилии и с такой роскошью, которых, вероятно, и сами они не требуют от вас и которые, между тем, суть доля меньших братий Господа, бедных, которых так много расплодилось от вашей роскоши и жестокосердия».