Проповедь митрополита Томского и Асиновского Ростислава, произнесенная 13.01.2019 в Знаменском храме Томска — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Проповедь митрополита Томского и Асиновского Ростислава, произнесенная 13.01.2019 в Знаменском храме Томска

Проповедь митрополита Томского и Асиновского Ростислава, произнесенная 13.01.2019 в Знаменском храме Томска

Поздравляю вас, дорогие отцы, всечестные братья и сестры, с сегодняшним воскресным днем и с отданием праздника Рождества Христова!  

Быстро бежит время. Только, казалось бы, мы первый раз в этом году запели «Рождество Твое, Христе Боже наш…», как уже миновали эти дни рождественские и только что мы совершили отдание праздника. Но продолжаются еще святые дни, именуемые Святками. Это тот священный временной период от Рождества Христова до Богоявления, в который мы и живем. То время, в которое благодать Божия особенно близка бывает к каждому из нас, по милости Родившегося нас ради человек и нашего ради спасения Сына Божия, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.  

Сегодня мы слышали повествование из Евангелия от Матфея, хорошо нам всем с детства знакомое, рассказывающее о жутком преступлении, которое совершил иудейский царь Ирод, который, услышав, что в городе Вифлееме родился Царь Иудейский, возревновал о земной славе и отдал приказание истребить всех младенцев в Вифлееме и в его окрестностях. 

И совершена была эта ужасная бойня – и первые мученики за истину Христову явлены были на земле.  

Но та история, которая, казалось бы, принадлежит древности и которая мало касается нас, – такое впечатление только первое. На самом деле, как говорил премудрый Екклесиаст, «нет ничего новогопод солнцем» (Екк. 1: 9). То, что происходит сейчас, уже когда-то было. И поэтому и в наше время, как и во времена Рождества Христова, ясли Божественного Младенца Христа являются своего рода ориентиром, который позволяет нам выбрать свой жизненный путь и свою позицию. И в наше время кто-то становится сообщником царя Ирода, становясь на путь богопротивления, на путь греха и порока, а кто-то вместе с пастухами и волхвами торопится поклониться Божественному Младенцу, прославить Его пришествие в этот мир и воплощение Его от Духа Святого и Марии Девы.  

И мы, дорогие братья и сестры, и сами в эти дни не просто празднуем Рождество Христово, но определяем свою жизненную позицию. «Два пути Я предлагаю тебе – путь жизни и путь смерти», — говорит нам Священное Писание. Но призывает нас избрать жизнь: «Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30: 19). Эти слова, исходящие от Бога, были произнесены когда-то святым пророком Моисеем, который ветхозаветным людям предначертал два пути. 

Поэтому если мы хотим с вами избрать путь жизни, необходимо не просто в праздник Рождества Христова и в другие праздничные дни прийти в церковь. Необходимо всецело всю жизнь нашу сориентировать на исполнение Божественных заповедей.  

Какой державе, какому государству в духовном смысле мы принадлежим? Государству смерти, главой которого и родоначальником является диавол? Помните, в одной из стихир воскресных мы поем о «державе смерти». Или мы принадлежим к Царству, где царствует Господь, и являемся подданными этого Царства? Когда мы читаем каждый день молитву Святому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…», то обращаемся к Богу, именуя Его Царем. А если Бог – наш Царь, значит, мы принадлежим Его Царству, а значит, мы и должны жить по тем законам, которые Царь устанавливает в этом Царстве. Каждая Божественная Литургия, которую мы совершали, начинается также со слов, прославляющих Царство Бога: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа». По сути дела, каждая Божественная Литургия есть явление в силе Царства Христова здесь, на земле. И мы, участвуя в Литургии и причащаясь Святых Христовых Таин, становимся гражданами этого государства.  

Но можно ведь внешне принадлежать тому или другому государству, а быть душой принадлежащими другой стихии. В Священном Писании есть слова Бога, обращенные к Церкви Лаодикийской: «Ты носишь имя, будто ты жив, но ты мертв» (Апок. 3: 1). 

 Поэтому можно принадлежать к Православной Церкви по крещению, по традиции, поскольку мы русские, мы славяне, и издревле наши предки исповедовали православие. Но если мы в качестве путеводной книги, которой мы руководствуемся, идя по жизни, не берем Евангелие, если мы не стараемся нашу жизнь соединить с жизнью Божией, то мы носим имя христианина, но не являемся таковыми; носим имя, будто мы живы, но мы мертвы. Только тогда, когда мы с Богом и в Боге, мы можем говорить о том, что мы живы, потому что полнотой жизни является Господь. И только тот, кто в Боге пребывает, обладает этой полнотой жизни.  

Для того мы и празднуем праздники, – не для того, чтобы просто отвлечься от будней, не для того, чтобы вспомнить дела давно минувших дней, преданья старины глубокой, – а для того, чтобы приобщиться к тайне этого праздника, открыть через празднование церковных событий двери нашего сердца для Господа, Который желает войти в нашу жизнь и наполнить ее Собою и теми высшими духовными ценностями, которые принесены Им в день Рождества Христова с небес на землю.  

Я от всей души поздравляю вас с праздником Рождества Христова, желаю, чтобы этот праздник вошел в нашу жизнь, чтобы наша с вами жизнь не оказалась где-то вне света Рождества Христова. Чтобы свет Вифлеемской звезды, который к познанию Бога привел ранее бывших язычников, восточных царей, волхвов, мудрецов, чтобы этот свет Богопознания озарил и наши души и сердца, чтобы быть всегда нам верными учениками Христовыми, жизнь которых принадлежит Господу и Спасителю нашему безраздельно.  

Пусть и прошедшие, и грядущие праздники укрепляют нас в жизни духовной и будут той путеводной звездой, которая приведет всех нас ко спасению. 

Да хранит вас всех Бог!