Проповедь в день Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Проповедь в день Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Проповедь в день Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

В Православной Церкви есть обычай во второй день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые особенным образом послужили данному священному событию в истории человечества. Поэтому сегодня, во второй день празднования Крещения Господня, Церковь собрала нас в храм, чтобы почтить того, кто послужил делу Крещения Христова. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, свидетельствовал о пришествии на землю Спасителя мира, сподобился крестить Его в водах Иордана. 

Об Иоанне Крестителе Сам Господь Иисус Христос свидетельствовал: «Говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его» (Лк. 7: 28). Святой Иоанн стал «светлою утреннею звездою», которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро нового благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем – Христом. 

Величие Пророка и Крестителя Иоанна было и в его подвижнической жизни, и в словах его проповеди. Его голос мощно прозвучал в мире: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. …сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»…» (Мф. 3: 2, 8-9). 

Эти слова проповедника покаяния ангелоподобного Иоанна прогремели из пустыни, которая символизировала собой нравственное состояние человечества, предавшегося земной суете, целиком погруженного в земные попечения и наслаждения, утратившего свое достоинство. Святой Предтеча ясно видел, что современные ему израильтяне забыли Бога, сделались чужими Богу, но при этом они с гордостью говорили, что являются детьми Авраама, называли своими предками и всех праведников, угодивших Богу в Ветхом Завете: святых судей, царей и пророков. Они знали своих святых предков, но совершенно утратили их чистоту сердца и ясность ума и забыли, в чем заключалось их истинное величие. Они забыли, что Авраам в молитве говорил: «Я прах и пепел» (Быт. 18: 27); что праведный многострадальный Иов, удостоившись боговидения, умалил сам себя до состояния праха и пепла (см.: Иов. 48: 6); что великий Давид ни разу нигде в псалмах не указал на свои достоинства, но возвещал, что смирение было для него причиной спасения (см.: Пс. 114: 6), и всегдашнее его настроение выразилось в словах: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» (Пс. 50: 3); «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь; исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя и душа моя смятеся зело» (Пс. 6: 3). При таком душевном настроении ветхозаветные праведники сделались способными верой принять Мессию еще за тысячи лет до Его пришествия на землю и ушли из этой жизни с надеждой получить спасение через Него. 

Их потомки забыли, что быть наследниками святых, не значит гордиться своим происхождением, принадлежностью к знатному роду, свысока поглядывая на других, но значит подражать их вере и благочестию, разделять их смирение и сердечное сокрушение, понимать, что являются грешниками, находятся в челюстях вечной смерти и нуждаются в спасении. 

Без такого настроения нет смысла в пришествии Мессии. Христос не нужен там, где только неудержимая погоня за земным, где забыты своя душа и Бог. И святой Предтеча Иоанн громогласно призывает народ к покаянию, т.е. к изменению образа мыслей, сердечного настроения, к осознанию греховности своей жизни, к осознанию необходимости спасения и Спасителя, к готовности принять Его. 

Прошло почти две тысячи лет с тех пор, но призыв святого Пророка звучит и сейчас для христиан, для тех христиан, кто так только называется, не будучи такими по сути; кто кичится своей мнимой принадлежностью к Церкви Христовой, а неправедной жизнью далеко отстоит от нее; кто, отвергая здравое православное учение и авторитет Церкви, выдумывает свое «евангелие» и агрессивно нападает на тех, кто не принимает их пустых басен; кто грехами нравственно унижает себя, становясь хуже бессловесных животных. Такие напрасно называю себя детьми Христа. 

«Покайтесь, изменитесь, – говорит таким святой Пророк и Креститель Господень Иоанн, – оставьте греховную жизнь, украшайтесь добродетелями, подчинитесь Евангелию и учению Божию, которое неповрежденно хранится в Церкви Христовой, тогда спасение придет к вам вместе с вошедшим в сердца ваши Христом». Аминь.