17 февраля – Неделя о мытаре и фарисее — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

17 февраля – Неделя о мытаре и фарисее

17 февраля – Неделя о мытаре и фарисее

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Приближается Великий пост, о чем свидетельствует церковное песнопение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему…» Вновь наступает очень важное и ответственное в жизни каждого православного христианина время – время покаяния, время серьезной переоценки своей жизни, время, когда Святая Церковь призывает нас изменить свой образ мыслей, а значит и образ жизни. И чтобы время Великого поста не было для нас потерянным, но плодотворным для духовной жизни, Церковь заранее готовит нас к Великому посту, правильно настраивает нас.

Сегодня и во всю предстоящую седмицу Церковь обращает нас к самим себе, приводя в пример мытаря и фарисея (см.: Лк. 18: 10-14).

В притче о мытаре и фарисее Господь показывает пример молитвы двух разных людей, и в этих молитвах как в зеркале отражается духовное состояние того и другого. Вообще через молитву обнаруживается духовное состояние каждого человека.

В первую очередь Церковь предостерегает нас: «Не помолимся фарисейски, братие».

Фарисей – знаток закона, неукоснительно исполняющий предписания закона, приходит в храм и молится: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18: 11-12).

А мытарь, на которого обратил внимание фарисей, может быть, и знает закон, но не исполняет его, и, «стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18: 13).

И последний «пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 14).

Святая Церковь говорит нам об этом в таких образах: «На колеснице добродетели мняшеся тещи фарисей; но пеший, паче лидийския колесницы текий, мытарь добре предвари, припряг щедроте смирение». В старых книгах можно было увидеть такую иллюстрацию этого текста: фарисей изображен мчащимся на колеснице, мытарь пеший; оба стремятся в Царство Небесное, но каким-то образом пеший мытарь обгоняет лидийскую колесницу с фарисеем.

«Лидийская колесница» – это не просто фигура речи. В древнем мире лидийская колесница – это скорость, мощи и победа, в боевых действиях она не знает препятствий.

Но тут пеший обгоняет колесницу, потому что уже давно известно: «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется» (Пс. 32: 17). Нельзя въехать на коне в Царство Небесное, нельзя достичь спасения, надеясь на свои силы, на свои заслуги.

Фарисей начинает свою молитву с благодарности Богу: «Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди…», но в этой молитве ключевое слово не «Бог», а «Я». Обращаясь к Богу, фарисей самым бессовестным образом проповедует свои добродетели, при этом уничижает мытаря и других людей. С таким настроением, с таким образом мыслей человек непременно дойдет до крайней степени гордыни – до отрицания Бога. Ему Бог не нужен, он и так сам исполняет все установления ветхозаветной церкви и хвалится своими достижениями. А тогда не нужна и молитва, потому что молитва бывает тогда, когда человек стремится к Богу, прося у Него помощь. А если человек все может сам, то кому и зачем молиться?.. Такой человек все добрые дела приписывает себе, своим способностям, своей предприимчивости, своим связям, а если происходит что-то плохое, то обвиняет в этом соседей, родственников, начальников, обстоятельства…

Благодарить Бога надо, но не за то, «что я не таков, как прочие люди», а за то, что Он дает нам силы, разум и возможности делать что-то доброе и полезное; за то, что Он любит и милует нас, несмотря на наши ошибки, на нашу недостойную жизнь. И благодарность эта должна быть сопряжена с настроением мытаря: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!»

Фарисей вышел из храма неоправданный Богом, потому что в основу своей жизни он полагает свои добродетели. Самомнение, самовозношение уничтожают плоды доброделания. При таком страшном духовном состоянии даже самое тщательное исполнение закона не имеет цены перед Богом. Лидийская колесница фарисея разрушается сама собой. Жизнь фарисея терпит катастрофу. Гордость бросает человека в самые глубины преисподней, потому что «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Притч. 3: 34).

И совсем по-другому обращается к Богу мытарь: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Он, может быть, и творит в жизни добрые дела, но хорошо осознает свои грехи, а поэтому ему нужен Бог, он просит только о милости, показывая пример смирения, которое привлекает помощь Божию и истребляет зло. Вот состояние духовно благополучного человека, который еще не вошел в Царство Небесное, но у него большие на это шансы. Смирение мытаря вознесет его на самые высоты праведности.

Церковь предлагает нам из обоих примеров взять необходимое для жизни и достойное нашего христианского звания и отбросить неполезное и недостойное: «Фарисеевы добродетели потщимся подражати, и поревновати мытареву смирению, во обою ненавидяще безместное мнение, и пагубу падений». Нам необходимо подражать добродетели фарисея, но совершенно отвергнуть его гордыню и присоединить к добродетели смирение мытаря, отбросив его грехи. Мы не должны хвалиться своими добрыми делами, понимая, что они от Бога, не должны превозноситься над ближним, обращая внимание только на свою жизнь, только на свои грехи, тогда мы научимся правильно молиться: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!»

Сегодня Церковь обращает наше внимание на самих себя, на наше собственное духовное состояние, а в следующее воскресенье Церковь расскажет нам о безграничной любви Бога к Своему созданию, к человеку. Чтобы объятия Отчие раскрылись и для тебя, к Отцу Небесному надо идти с таким настроением: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Аминь.