Проповедь в Неделю сыропустную — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Проповедь в Неделю сыропустную

Проповедь в Неделю сыропустную

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Наступил уже час пробудиться нам от сна» (Рим. 13: 11), – напоминает нам апостол Павел в канун Великого поста.

Уже несколько седмиц подряд Святая Церковь бережно подводит нас ко времени Великого поста, уча всему, что необходимо знать, чтобы спасительное время святой и спасительной Четыредесятницы не прошло для нас даром.

Направляя нас на стези спасения, Церковь учит нас, чтό мы должны помнить, чтό должны делать и с каким внутренним настроем, чтобы наше покаяние, наши подвиги молитвы и воздержания были благоплодны, чтобы мы стали настоящими христианами – чадами Отца нашего Небесного.

На примере мытаря и фарисея Святая Церковь показывает нам, что в основе нашего исправления, в основе истинного покаяния лежит боголюбезная добродетель смирения и, напротив, гордыня, самопревозношение оскверняют человека, отдаляют от Бога, делают богоотступником, и тогда ничего хорошего, доброго в жизни человека быть не может, «потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5: 5).

Далее притчей о блудном сыне Церковь говорит о безграничном милосердии Божием к Своему творению, и как бы далеко ни ушли мы, неблагодарные и злонравные, в страну греха, у нас есть возможность образумиться, прийти в себя и, признав свою греховность, свои неправды, свою нравственную скудость, вернуться в объятия Отца Небесного, Который ожидает нашего обращения, раскаяния, чтобы благословить нас Своей бесконечной Божественной любовью.

Наконец, чтобы мы не придавались беспечности, не окаменели в своей греховности, надеясь на это Божественное милосердие, Церковь напоминает, что Бог есть еще и Праведный Судья; что непременно наступит момент, когда каждый из нас на Страшном Суде, перед лицом Правды Божией, даст полный отчет о своей жизни, о своих делах и мыслях, отчет о том, как мы использовали дарованные нам Богом таланты: горделиво зарыли их в землю или приумножили, служа людям любовью и милосердием. Нам надо помнить об ответственности за свое нравственное состояние.

И вот, сегодня, в канун сугубых молитвенных и покаянных трудов, которые приведут нас к утраченному раю, к новой жизни во Христе, Церковь ясно свидетельствует, что наше нравственное состояние более чем печальное. И случилось это в то давнее время, когда наши прародители дерзко нарушили Божественный закон, вкусили запрещенное, и за это были изгнаны из рая, лишились настоящей жизни, и грех и смерть вошли в природу человека. С тех пор человечество, каждый человек, плача и рыдая, ищет дорогу, по которой сможет вернуться в потерянный рай.

Нам, христианам, Бог открыл этот путь. И этот путь есть Господь и Спаситель наш Иисус Христос, Который Сам сказал: «Я есмь путь» (Ин. 14: 6). Следуя этим Путем, мы непременно обретем утраченный когда-то рай – наше Небесное Отечество.

Но неправы те, кто разносит во времени добродетельную жизнь здесь, на земле, и райское блаженство там, думая, что здесь – добрые дела, труды, за которые там, за гробовой чертой, – награда, райское блаженство.

Нет, это неверно.

После пришествия на землю Бога Слова блаженное райское состояние доступно человеку уже здесь, на земле, когда человек начинает творить евангельские добрые дела, ибо само совершение добрых дел и есть райское наслаждение, равно как и всякий грех несет в себе адские мучения. Любой грех изгоняет из сердца человека Христа и открывает доступ адским силам, и чем больше умножает человек в себе грехи, тем более ширится в нем зло, и тем большие муки испытывает человек. И если здесь, на земле, райские блаженства или адские муки – это лишь слабые отголоски той, загробной, реальности, то даже невозможно себе и представить, какие райские блаженства будут испытывать после Страшного Суда праведники, и какие вечные адские муки ожидают тогда нераскаянных грешников.

Грех уже сейчас уводит человека из рая, и добродетель уже сейчас возвращает в рай.

«Говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших» (Иез. 33: 11), чтобы обрести утраченное блаженство.

И апостол Павел говорит нам сегодня: «Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13: 12).

И нам дано это время жизни, чтобы услышать этот призыв и последовать ему.

Что же надо делать?

А ничего особенного, чрезвычайного от нас не требуется. Тот же апостол призывает нас: «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13: 13-14), и «кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоѝт он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14: 3-4).

С помощью Божией так работая над собой и относясь к близким, мы обретем утраченное блаженство, станем причастниками Воскресения Христова и наследниками жизни вечной.

Итак, «наступил уже час пробудиться нам от сна» (Рим. 13: 11). Аминь.