Проповедь митрополита Томского и Асиновского Ростислава после чтения Великого канона — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Проповедь митрополита Томского и Асиновского Ростислава после чтения Великого канона

Проповедь митрополита Томского и Асиновского Ростислава после чтения Великого канона в Петропавловском соборе г. Томска, 12.03.2019 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господь дал нам всем спасительное средство к обновлению нашей духовной жизни, к уврачеванию нашей больной грехом души, к очищению сердца – это святой Великий пост. Но пост – это не только воздержание от скоромной пищи, пост – это время духовного труда. Святые отцы, среди которых и преподобный Андрей Критский, канон которого мы только что читали, сравнивает наш великопостный труд с подвигом ветхозаветных израильтян, которые оказались в тяжелом рабстве в земле Египетской. В Египте их утруждали непосильной работой, унижали, оскорбляли. И Господь послал им пророка Моисея, который, совершив перед лицом фараона великие чудеса, вывел страдающий народ, возопивший к Богу, из земли рабства и повел через безлюдную и безводную пустыню в землю обетования.

Тяжел и долго был этот путь. Израильтяне надеялись, что пройдет несколько, может быть, недель, или, от силы, месяц, и они будут введены в эту землю обетования. Но они были самоуверенны и самонадеянны точно так же, как были самонадеянны Адам и Ева, которые, отпавши от Бога, не до конца осознавали глубину своего падения. Им казалось, что ничего особо тяжкого и страшного они не совершили. И поэтому, когда Господь, изгнав прародителей из рая, обещал в свое время послать им Искупителя, они думали, что этот Искупитель придет очень скоро. Когда у Адама и Евы родился сын, они сказали друг другу: «Ну вот, наверное, это Спаситель». «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4: 1), – читаем мы в Библии слова Евы, которые святые отцы толкуют именно как уверенность ее в том, что родившийся их сын и есть обещанный Избавитель. На самом деле прародители должны были познать всю глубину своего отпадения от Бога, они должны были увидеть, что они натворили, и поэтому началась только многотысячелетняя история человечества, наполненная зверствами, убийствами, предательством, коварством. Не только Каин восстанет на брата своего Авеля и убьет его, но потом прольется море крови человеческой, и человечество зайдет в тупик, исчерпав все свои силы, до тех пор, пока не придет этот Искупитель.

Так и израильтяне, когда вышли из земли Египетской, им казалась такой близкой и такой беспрепятственной земля обетования. Но путь оказался долго. Он протяженностью был сорок лет и наполнен был различными испытаниями, трудностями, которые им надлежало преодолеть на этом пути. Но впереди их ждала эта вожделенная земля обетования.

Сегодня преподобный Андрей Критский приводит нам на память этот пример из Ветхого Завета. Он говорит, что и мы, вступив на поприще святого поста, уподобляемся этому ветхозаветному Израилю, который вышел из страны рабства. Так и мы, вступив в Великий пост, позади оставили греховную жизнь, жизнь не по заповедям Божиим и вступили на путь, ведущий к земле обетованной, где ожидает нас вожделенная встреча с Самим Спасителем и Господом нашим. Уже на земле мы переживаем радость общения с Христом в праздник святой Пасхи. Но сугубая радость ожидает верующего человека в жизни будущего века. Вот преподобный Андрей Критский и говорит: «Исследуй, душа, подобно Иисусу Навину, и обозри обещанную землю, какова она, и поселись в ней путем исполнения закона».

Часто человек расставляет неверные акценты в своей жизни, он часто гоняется за тем, что временно и скоропреходяще. Он ценит на земле то, что не только не может взять с собой в вечность, но что хрупко и непостоянно даже здесь на земле. Как часто уже здесь, на земле, человек лишается богатства, здоровья, близких и верных друзей и многого другого.

Есть подлинное духовное сокровище, которое ожидает человека после того, как закончится эта земная жизнь. Это сокровище никто иной как Сам Господь.

«Взыщите Бога, и жива будет душа ваша» (Пс. 68: 33).

Эти слова Священного Писания будут неоднократно еще звучать в качестве одного из стихов великого прокимна на воскресных вечерних богослужениях. Это призыв Церкви – взыскать Бога: как израильтяне вышли из дома рабства, так и мы постараемся выйти из состояния греховности, и нам надлежит понести великопостный труд, чтобы достигнуть той цели, которая предлежит нам.

Великий покаянный канон есть тот верный компас, который позволяет нам правильно сориентироваться в жизни духовной, не заблудиться, не сбиться с пути. Он помогает нам разобраться в нашей душе, и на примерах Ветхого и Нового Завета поясняет для каждого из нас, какие же изъяны имеются в нашей жизни, что нам необходимо исправлять, что является преградой между нами и Богом.

И поприще святого поста как раз одно из средств к преодолению этой преграды.

Но человеку посильно ли обновить самого себя?

Конечно же, нет. Это по силам только Богу. Бог выходит навстречу к нам и своей всеосвящающей Божественной Благодатью преображает нашу жизнь только тогда, когда мы сами устремляемся к Нему. Господь, видя таковое устремление, в ответ дает нам Свою Божественную силу. Как в притче евангельской о блудном сыне отец, узнав только, что блудный сын возвращается в отчий дом, бежит навстречу, чтобы заключить своего покаявшегося сына в объятия.

Объятия Отчие, объятия Божии широко Великим постом распростерты навстречу каждому из нас. Будем пользоваться этим спасительным временем, которое дает нам Господь.

Да хранит вас всех Бог.