Среда седмицы 1-й Великого поста проповедь за Литургией Преждеосвященных Даров — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Среда седмицы 1-й Великого поста проповедь за Литургией Преждеосвященных Даров

Среда седмицы 1-й Великого поста

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Проповедь за Литургией Преждеосвященных Даров

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

По милости Божией мы вступили в период Великого поста. Церковь готовила нас к этому времени, приглашая задуматься о себе и о своей жизни, чтобы мы со знанием дела, серьезно и ответственно воспользовались представляющейся возможностью, осознав свою греховность, принести Богу покаяния слезы, слезы, омывающие нашу греховную скверну и приводящие к радости новой, настоящей жизни.

И время Великого поста дается нам как шанс отбросить все ветхое, греховное и начать жить как бы с чистого листа, начать новую жизнь не когда-то потом, а уже сейчас, в эти святые дни.

В эти дни первой седмицы Великого поста Церковь через богослужебные тексты, через слова и образы Великого покаянного канона, через проповеди священнослужителей раскрывает нам для назидания великую премудрость благочестивой жизни на земле, целью которой является Царство Небесное. Для каждого из нас Господь и Спаситель Иисус Христос открыл врата этого Своего Царства, указал единственно верный путь туда, откуда человек был изгнан из-за невоздержания.

Никто не обещал, что этот путь будет легким, но у нас нет другого пути жизни. Этот путь жизни требует от каждого из нас упорной работы над собой, требует усилий, прежде всего, духовных. Люди тратят много сил и времени ради материальных забот о себе и гораздо меньше усилий направляют на духовную заботу о себе, а между тем никто не позаботится о нашем духовном благополучии, если мы сами не позаботимся об этом.

Опыт Церкви показывает, что эта наша духовная работа будет успешной, если мы поймем, чтό есть воздержание, к которому призывает нас Церковь во время поста.

Когда-то в раю человек жил свободно и счастливо. Но то счастье в раю было возможно только при одном условии, при условии воздержания: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь» (Быт. 2: 16-17). Было единственное условие счастливой жизни – воздержание, т.е. свободное подчинение человека Богу, материального – духовному, человеческого – Божественному. Однако человек использовал свою свободу, свое право выбора во вред себе. Человек сделал выбор в свою пользу, отверг Божественный запрет – и потерял все: свободу, счастье и жизнь. Из-за невоздержания грех отравил природу человека, плоть стала господствовать в человеке над духом, низшее, тварное – над Божественным. Человек перестал владеть самим собой, как об этом пишет апостол: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек!» (Рим. 7: 19, 22-24).

Отвернувшись от Бога, человек утратил силы делать добро даже тогда, когда понимает и желает этого.

Теперь же Церковь дает нам возможность, а Господь дает силы через воздержание вернуться к нормальной жизни. Время Великого поста – это и есть время воздержания, когда мы добровольно, сознательно ограничиваем себя не только в пище, но и во всяких ненужных и опасных удовольствиях и развлечениях, в пустых разговорах, ненависти и зависти к ближним, осуждении и злословии. Такое воздержание, сопряженное с усиленной молитвой и участием в Таинствах Церкви, восстанавливает естественный порядок вещей: подчиняет плоть духу, человеческое – Божественному. Воздержание выводит человека из повседневной смертоносной суеты, позволяет увидеть свою греховность, высвобождает время и силы для духовной работы над собой. Сначала это воздержание, это самоограничение может вызвать бунт плоти, но с Божией помощью этот бунт стихает, и человек вдруг начинает ощущать особую радость – радость воздержания, радость жизни с Богом. Найти в себе силы сказать себе «нет» – это радость. Умение же говорить себе «нет» приводит человека к Богу.

Путь для всех нас с Божией помощью время поста станет временем обретения радости жизни. Не будем тратить это время попусту. Использует его себе во благо. Святые отцы предупреждают: «Если кто потеряет золото или серебро, может найти другое; а если кто потерял время, то не сможет найти другое». Аминь.