Беседа после чтения Великого канона в четверг седмицы 1-й Великого поста — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Беседа после чтения Великого канона в четверг седмицы 1-й Великого поста

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – замечательный пример церковного поэтического творчества. В кратких, но очень выразительных фразах преподобный Андрей показывает нам не только историческую реальность, исторические события, описанные в Библии, но и духовное состояние человека, которое одинаково во все времена. Этот Великий канон современен для каждого поколения уже в течение 13 веков, потому что добродетель одинакова во все времена, так же как и грехи всегда одни и те же.

«Востани и побори, – обращается преподобный Андрей к грешнику, к каждому из нас, – яко Иисус Амалика, плотския страсти, и гаваониты, лестныя помыслы, присно побеждающи» («Восстань и побеждай плотские страсти, как Иисус Амалика, всегда побеждая и гаваонитян – обольстительные помыслы») (песнь 6).

Обратимся к тем историческим событиям, о которых вспоминает святой автор Великого канона, и попытаемся приложить их к нашей духовной жизни.

После чудесного перехода через Чермное море израильтяне продолжали идти к Синаю. На этом пути на них напало племя амаликитян. Враги начали убивать тех, кто, уставши, отстал от основного отряда. Для отражения нападок амаликитян Моисей послал Иисуса Навина, а сам взошел на холм для молитвы. «Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и пошел сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх. 17: 9-12). В течение всего дня продолжалась битва с переменным успехом. Только с заходом солнца «низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» (Исх. 17: 13).

Когда христианин по беспечности, нерадению, легкомыслию перестает молиться дома, ходить в храм Божий, участвовать в благодатных Богоустановленных Таинствах и таким образом забывает о Боге, отдаляется от Бога, оказывается за оградой церковной беспомощный и беззащитный, тогда духовные амаликитяне, враги рода человеческого, сразу же нападают на него и губят, ибо противник наш «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8).

Святые отцы говорят, что воздетые при молитве руки Моисея прообразовали Крест Христов, который есть победоносное оружие в брани, непобедимая, Божественная сила которого сохраняет нас от всякого зла. Крест Господень хранит нас и защищает от нападок диавольских. Через непрестанную молитву мы привлекаем к себе благодатную помощь Божию и тогда можем противостоять против всех наших врагов видимых и невидимых. С Божией помощью мы можем успешно бороться против нашего вечного врага, ищущего нашей погибели, диавола. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 13). «На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек?» (Пс. 55: 12).

Еще напоминает нам сегодня преподобный Андрей о том, как однажды гаваонитяне обманули израильтян (см.: Нав. 9: 9-18). Зная, какой участи подверг Иисус Навин захваченные хананейские города Иерихон и Гай, они прибегли к хитрости. Отправленные из Гаваона к Иисусу Навину послы уверили его и старейшин, что они пришли из далекой страны, тогда как на самом деле Гаваон был одним из хананейских городов, находившийся недалеко от Иерихона, и что уполномочены заключить союз с евреями. В доказательство мнимой продолжительности путешествия гаваонитяне показали еврейским старейшинам заплесневевший хлеб, потрепанную одежду и изношенную обувь. Старейшины им поверили и заключили мирный договор, дали клятвенное обещание оставить их в неприкосновенности, не вопросив прежде о том Бога. Обман открылся через три дня, но клятву надо было исполнять.

Так и мы очень часто живем сами по себе, по своим правилам, следуем своей извращенной, порочной воле, полагаемся только на свой помутненный грехом разум, совершенно не вопрошая Бога, не ища воли Божией. И тогда попадаемся в бесовские сети и ловушки, очень хитро устроенные, ибо диавол изначально есть «лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44). Этот враг рода человеческого, ища способы погубить человека, постоянно обманным путем старается ввести человека в грех, представляя его сладость, удовольствие, радость, склоняет к греху разными благовидными предлогами. И если мы не вопрошаем Бога, то очень легко поддаемся этому диавольскому обольщению и совершаем грехи, которые перечисляет апостол: «…прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал. 5: 19-21). Однако, совершив грех, мы сразу же чувствуем разочарование, потому что нет в грехе для души и тела удовлетворения, но только скорби, страдания и болезни.

Как же нам вопрошать Бога? Как нам советоваться с Богом?

Надо постоянно читать Священное Писание, в котором Господь раскрывает нам Свою волю, через которое говорит с нами и научает правильной, праведной жизни. В Писании все истинно, и нет никакой лжи. Писание все называет своими именами, ясно определяет, что есть грех, а что есть добродетель, что – хорошо, а что – плохо. В Священном Писании, например, совершенно четко читаем: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 19-23).

Так, будучи очень внимательны к себе и своей жизни, воюя, с Божией помощью, против врага рода человеческого, как некогда израильтяне против Амалика, слушая всегда Бога и не обращая внимания на злобных духовных гаваонитян, будем идти по своему жизненному пути, избегая лукавые ловушки и сети диавольские, «чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10: 36) Царство Небесное.

«Будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Нав. 1: 9).