17 марта – Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

17 марта – Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Проповедь в Неделю 1-ю Великого поста, Торжество Православия

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Завершилась первая седмица Великого поста, время, когда мы трудились над обновлением наших душ, усиленно просили Господа избавить нас от духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия; даровать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви; даровать способность видеть свои прегрешения и не осуждать ближнего.

Святые отцы, опытно прошедшие великую науку христианского совершенствования, помогают нам своими творениями правильно понимать и правильно исполнять постовые предписания Церкви.

Преподобный Феодор Студит в поучении о посте говорит: «Настоящие дни святого поста между прочими временами года уподобляются тихому пристанищу, куда все стекаются и обретают духовную тишину, не только иноки, но и миряне, малые и великие, властители и подчиненные, цари и иереи, ибо время сие полезно и спасительно для всякого рода и возраста людей. Пост сначала кажется для нас трудным делом, но если мы день ото дня будем прилагать усердие и понуждение, то при помощи Божией нам будет легче». Далее преподобный Феодор наставляет, что в пост мы должны воздерживаться не только от пищи, но и от всякого греха телесного и душевного, усердно и тщательно молиться дома и посещать церковные службы; опасаться страстей: тщеславия, зависти, ненависти, вражды, так как они тайно убивают душу; особенно остерегаться своеволия, «ибо ничего так не любит диавол, как если найдет человека, который не вопрошает другого и не советуется с могущим наставить его на добро. Тогда враг удобно прельщает самочинника и уловляет его во всем, что он совершит и считает за добро».

Как видим, человек, всегда поступающий не по воле Божией, а по собственному разумению, даже желая делать добро, всегда совершает зло.

Преподобный Симеон Новый Богослов, говоря о соблюдении святой Четыредесятницы, предупреждает: «Все христиане подвизаются в первую великопостную седмицу… в это время лукавый диавол, завидующий всякому нашему добру, подходит тайком к каждому христианину и, связав его нерадением и леностью, внушает отвращаться от святого поста, столь для нас спасительного, и опять вдаться в прежние свои злые обычаи. По сей причине я и напоминаю вам ныне, и прошу любовь вашу, отнюдь не слушайте врага вашего диавола, не начинайте следовать опять злому навыку ненасытного чрева… но, как почитали мы первую неделю Великого поста сего, так да почтим и вторую, а потом последовательно и прочие… Пост мало-помалу утончает греховный покров, лежащий на душе, и рассеивает мысленный мрак ее, как солнце рассеивает туман. Пост, взяв себе в помощники бдение, отгоняет ожесточение сердца, извлекает потоки слез сокрушения – что позаботимся, прошу вас, братья, возыметь и все мы. Ибо если придем в сокрушение, то, с помощью благодати Божией, легко избавимся от всякого мятежа страстей и от бури вражьих искушений и достигнем безмятежной пристани бесстрастия. Это, братья мои, не достигается в один день или в одну неделю, но исправляется с помощью Божией в более или менее продолжительное время, трудом и постом, смотря по ревности и усердию каждого».

Вот уже более десяти столетий в первое воскресенье Великого поста Святая Церковь молитвенно празднует Торжество Православия, торжество над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами.

Торжество Православия было установлено в Византии в IX веке в память окончательной победы над врагами Православия – иконоборцами, которые ложно утверждали, что почитание икон есть идолопоклонство.

Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

Святые отцы Седьмого Вселенского Собора, водимые Духом Святым, закрепили почитание икон такими словами:

«Определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались [для поклонения] точно так же, как изображение Честного Животворящего Креста, будут ли они написаны красками или сделаны из мозаики или какого-либо другого вещества и будут ли находиться в святых церквах Божиих на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках или в домах и при дорогах, а равно будут ли эти иконы Господа Иисуса Христа или Владычицы Богородицы или честных Ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще при помощи икон делаются они предметами нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самих первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобзание, и почитание, и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует только Божественному естеству. Все мы так веруем, все так думаем, все мы в этом согласны. С любовью принимаем честные иконы. Поступающие иначе да будут анафема!»

И только через почти пятьдесят лет Патриарх Константинопольский Мефодий совершил особое праздничное богослужение в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Так появилось особое празднование в честь икон и особый чин, называемый «Торжество Православия».

Борьба за право почитать иконы велась не ради каких-то эстетических принципов, не ради борьбы за живопись и вообще искусство, не ради возможности иметь некое оригинальное украшение храмов и домов в виде икон. Борьба за икону была борьбой за реальность Иисуса Христа, за то, что Он действительно пришел на землю не только как Истинный Бог, но и как истинный человек. «Не мечтаниями пожил», т.е. не призраком был, а реальным человеком во плоти.

Если человечество Христа было призрачным, значит Он не был Спасителем, значит вера наши пустая, значит нет христианства.

Но Господь пришел на землю как Истинный Бог и истинный человек и совершил дело нашего спасения: пострадал, умер на Кресте, Воскрес и вознес человеческую природу в славу Божию. И чтобы дело, совершенное Спасителем, и правда, проповеданная Им людям, не пресеклись в этом мире, Он Сам создал Церковь, в которой невидимо, но реально присутствует Дух Святой, а потому Церковь есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). В Церкви провозглашается правда Божия, и пребывающий в Церкви, доверяющий Церкви защищен от заблуждений, от лжи, от нападок несметного количества разномастных «лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7: 15).

Кто живет так, словно Бога не существует, даже если и называет себя христианином, кто сам для себя придумывает правила, сам себе закон, такие своим существованием только бесчестят Бога, и из-за них «имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2: 24).

Пребывающие в Церкви, добровольно «пленяющие разум свой в послушание Божественному Откровению», всегда были тверды в вере, верны Богу. Это ради них и через них торжествует Православие.

Православие торжествует через первых христиан, подвигами своими исповедавших свою веру. Они охотно шли на мучения, чтобы, умерев за Христа, получить вечную жизнь.

Православие торжествует через многие труды отцов и учителей Церкви, преемников апостолов; через доблестных подвижников, в пустынях, горах, пещерах и пропастях земных молитвой и постом боровшихся с похотями плоти; через сонмы доблестных святителей и праведников, радевших о сохранении чистоты и распространении православной веры по всему лицу земли; через дивное многообразие святых, в земле Русской просиявших, Небесных сродников наших, близких нам по крови, жизнь которых стала прекрасным плодом спасительного сеяния Христова.

Православие торжествует и через великий Собор мучеников и исповедников ХХ века, в страшные годы гонений на Церковь умиравших мучительной смертью в застенках, лагерях и горьких работах, от голода и холода, но не отрекшихся от веры апостольской, веры отеческой, веры православной, веры, утвердившей вселенную.

И время Великого поста дается нам для того, чтобы каждый из нас серьезно задумался: «Что я есть в этой жизни? Какой я христианин? Хранится ли в моем сердце величайшее сокровище, доставшееся в наследство от отцов, – вера православная? Торжествует ли в моей жизни Православие? Или через меня, через мое маловерие и суеверие хулится имя Божие?»

Помолимся, чтобы Господь по молитвам Пречистой и Преблагословеннной Девы Марии Богородицы и всех святых благословил нас, дал нам разумение крепко знать существо нашей веры, дал нам силы и мужество явить это знание на деле, чтобы каждое мгновение нашей жизни, каждый поступок, слово и помышление, вся наша жизнь стала торжеством Православия. Аминь.