Среда седмицы 5-й Великого поста — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Среда седмицы 5-й Великого поста

Среда седмицы 5-й Великого поста

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит нам: «Если мудрое слово услышит разумный, то он похвалит его и приложит к себе. Услышал его легкомысленный, и оно не понравилось ему, и он бросил его за себя» (Сир. 21: 18).

Постараемся быть теми разумными, которые слышат мудрое Божественное слово, звучащее в Священном Писании, и прилагают к себе, чтобы всегда ходить пред Богом и быть непорочными, непричастными злу. Для того Святая Церковь и читает во время богослужений в течение всего Великого поста отрывки из Священного Писания, чтобы мы благоразумно назидались, научались понимать смысл нашей жизни, брали пример с праведников прошлого, как надо правильно жить.

Сегодня во время вечерни читался очередной отрывок из книги Бытия, в котором рассказывается еще об одном событии из жизни праведного патриарха Аврама (см.: Быт. 17: 1-9).

Когда Авраму было уже девяносто девять лет, Бог снова является ему и вновь повторяет свое обещание весьма размножить его, сделать отцом множества народов и дает новое имя – Авраам, что значит «отец множества народов» (см.: Быт. 17: 5). Однако сейчас Бог не просто дает очередное обещание произвести от него многочисленное потомство, но и требует, чтобы сам Авраам и его потомки хранили вечный завет, или договор, союз, поставленный Богом между Собой и Авраамом и его потомками. С благоговением и благодарностью падает Авраам лицом на землю пред Богом, уверенный, что обещанное непременно сбудется и не найдется такой силы, которая могла бы воспрепятствовать Божественному всемогуществу.

Господь, будучи Единым, Истинным Богом и Владыкой всего рода человеческого и всего мира, только Авраама приблизил к Себе, явил ему Свое благоволение, чтобы он и его потомки хранили истинное богопочитание, дорожили этой честью и во всем и всегда были верны Богу, были непорочны, безупречны не только в поступках, но и в мыслях. Бог обещает быть Богом Авраама и его потомства, оказывать им Свое особое покровительство и особую близость, если люди будет свято соблюдать этот завет, т.е. почитать Единого, Истинного Бога, Ему одному служить и быть непорочными во всем.

Так отличил Бог Своего верного раба, а вслед за ним и всех его потомков, за великую праведность его, явленную в долготерпении и глубокой, несокрушимой, безусловной вере Богу.

Господь много испытал Авраама, чтобы показать нам его добродетели, чтобы мы научились никогда не терять веры, не унывать, «терпением своим спасать души свои» (см.: Лк. 21: 19).

Мы видим, что Бог обещает Аврааму потомство многочисленное, как песок морской и звезды небесные, но медлит с исполнением. При этом Авраам живет в ожидании исполнения обещанного без ропота и уныния, не падая духом, хоть с ним и случаются всякие скорби, хоть по всем человеческим рассуждениям обещанное может показаться неисполнимым. Ему уже девяносто девять лет, его человеческая природа увяла, иссохла, утратила способность к деторождению, а Сара вообще бесплодна, но Бог медлит, чтобы явить нам не только великую добродетель праведника, но и Свое Божественное всемогущество, которое побеждает законы природы, если Он этого пожелает.

Завет Бога с Авраамом имел целью подготовить людей к Пришествию Спасителя: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3: 24). И еще апостол говорит: «Познайте же, что верующие суть сыны Авраама» (Гал. 3: 7). Мы все, христиане, являемся потомками Авраама, и, подражая Аврааму, должны иметь такую же веру, как и он, и жить этой верой, как он.

Верить – не значить просто признавать бытие Бога. Действительно верующий тот, кто не просто верит в Бога, но кто верит Богу, полностью доверяет Ему. Поверить Богу, значит показать это не только на словах, но делами всей своей жизни. Что Бог есть, в это верят многие. Апостол Иаков говорит: «И бесы веруют и трепещут» (Иак. 2: 19). Но, заявляя о своей вере, люди живут иногда хуже неверующих. Они даже хуже бесов, ведь бесы не просто верят, но и трепещут. А эти люди, говоря о своей вере, ничего не меняют в своей греховной жизни. В народе говорят о таких: «Ни Бога не боятся, ни людей не стыдятся». «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2: 26), мертва и бессмысленна. Свою веру в Бога надо засвидетельствовать свей своей жизнью: добрыми делами, милосердным отношением к ближним.

Будем учиться жить так, чтобы вера наша была явлена не в пустых словах, что мы христиане, а в евангельских делах, чтобы люди «видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного» (см.: Мф. 5: 16). Аминь.