Проповедь в Великий Вторник — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Проповедь в Великий Вторник

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Наступил Великий Вторник, второй день Страстной седмицы, и мы вновь с молитвой и благоговением внимаем тому, что говорит нам, чему учит нас наш Спаситель.

Вчера мы слышали слова Спасителя, что неизбежно наступит конец этого мира, и Он еще раз придет в этот мир. Господь вполне определенно говорит нам, что существование этого мира прекратится, потому что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24: 12).

Сегодня Господь продолжает с нами беседу, объясняя, когда Он придет и что произойдет тогда (см.: Мф. 24: 36 – 26: 2).

Когда же наступит этот самый конец мира?

Об этом спросили Спасителя ученики: «Приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет?» (Мф. 24: 3).

С тех пор этот вопрос не перестает звучать в веках, и, к сожалению, хоть и дан на него четкий ответ, люди не оставляют пустых попыток по-своему отвечать на него. Всякие кликуши, которым нет числа, «пророчествуют» о конце мира. Не проходит и года, чтобы какие-то баламуты, фантазеры-злодеи не называли дату очередного конца света. И, как показывает время, несмотря на всю нелепость и лживость этих заявлений, некоторые, даже из числа называющих себя православными, верят им, а не Евангелию, верят проходимцам, а не Богу, клюют на эту диавольскую наживку – и губят свои души, разрушают свою жизнь здесь, на земле. Очередные «концы света» назначались и на 21 декабря 2012 года, и на 14 февраля 2013 года…

Но Господь предельно ясно говорит нам: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24: 36); «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф. 24: 42).

Когда умножатся беззакония и во многих охладеет любовь, тогда «приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф. 25: 31-33).

Любой закон, изобретенный людьми, является внешним для человека. Закон же Божий, из которого рождается нравственное чувство, чувство справедливости, не есть внешний для человека, поставленный перед ним Богом по праву сильного и умного. Заповеди Божии – не внешние по отношению к человеку нормы поведения, а внутренний, неотъемлемый от природы человека закон, согласно которому человек должен развиваться как личность, как образ Божий. Нарушение заповедей, несоблюдение закона Божия разрушительно, губительно для человека, а значит, и для всего человечества, и для всего мира. Когда умножаются беззакония, т.е. нарушения заповедей Божиих, тогда и отнимается у человека возможность любить, тогда человек, все человечество теряют силы и способности к жизни – и тогда наступит конец человеческой истории.

Тогда и придет вторично на землю Господь Иисус Христос, и будет Страшный Суд. Принцип этого Суда будет исключительно простой: каждый человек даст ответ Богу, как он использовал в этой жизни Божественный дар любви. Больше ни о чем Господь спрашивать не будет, но: «Был ли ты хранителем и исполнителем единственной и самой главной заповеди о любви к Богу, к себе и к ближнему? Накормил ли голодного, напоил ли жаждущего, пригрел ли странника, одел ли нагого, посетил ли больного или заключенного в темнице?» И в зависимости от ответа человечество будет разделено на две части: одни пойдут в жизнь вечную с Богом, а другие пойдут в огонь вечный, потому что это они избрали уже здесь, на земле (см.: Мф. 25: 31-46).

Святая Церковь, приводя сегодня эти слова Спасителя, дает нам возможность задуматься над собой, над своей жизнью, дает нам силы и средства исправиться, начать жить правильно. В этом – большая радость для всех нас. Конечно, христиане плачут в этой жизни, но это не слезы злобы, зависти, отчаяния, разочарования, но слезы раскаяния, сострадания, умиления, а значит – это слезы радости.

И это не повод впадать в истерику, это не повод паниковать, это повод быть бдительными и всегда готовыми к ответу. Не надо ждать конца мира. Суд этот происходит уже здесь, на земле, над нами каждый раз, когда мы нарушаем какую-то заповедь, когда мы идем против евангельского закона: совесть, если она у нас есть, если мы ее еще не совсем попрали, тут же говорит нам об этом, потому что совесть – это голос Божий в человеке. И нам не нужно ждать какого-то конца света, а нужно быть всегда готовым к тому, что совершенно неожиданно Господь призовет твою душу к Себе – вот тебе и все.

И как бы ни обличала нас сейчас наша совесть – голос Божий в нас – это не повод для отчаяния. Надо с благодарностью внимательно слушать ее. Надо бороться со склонностью к греху в себе. С грехом нельзя соглашаться. Надо помнить слова Спасителя, сказанные ученикам в прощальной беседе: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин. 14: 1). На небосклоне нашей жизни вечно сияет Солнце Правды – Господь наш Иисус Христос, и никакие облака наших грехопадений не способны затмить это Солнце. Облака греха, сомнения, неверия, нашей слабости рассеются, и Солнце Правды будет освящать и просвещать нашу жизнь вечным невечерним светом. Никакие лжехристы и лжепророки не способны скрыть от нас это Солнце, если мы будем пребывать в молитве, если будем послушны Матери-Церкви, если мы будем прилагать усилия к самоисправлению, к духовному самосовершенствованию.

И Господь поможет нам в этом. Ибо для того Он и пришел на эту землю и дал нам все возможности, чтобы мы были нормальными людьми, чтобы мы, возрастая духовно, восходя от силы в силу, стали Его детьми.

«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25: 13). Аминь.