Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Память 40 мучеников Севастийских. Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко) — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Память 40 мучеников Севастийских. Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

22 марта 2020 г. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.

Память 40 мучеников Севастийских.

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

в Петропавловском соборе г. Томска

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы живем во времени. Мы живем, постоянно поглядывая на часы, чтобы не опоздать. У нас было прошлое, есть настоящее, будет будущее, бывает «до» и «после». В этой жизни, с возрастом, мы понимаем, что что-то упущено, что-то не сделано, и этого уже не сделать никогда, потому что время не возвратить вспять, нельзя вернуться назад и исправить ошибку.

У Бога же времени нет. И это время, эта земная жизнь нам дарованы Богом, чтобы мы использовали их максимально для пользы своей бессмертной души, своего вечного спасения. Апостол говорит, что сегодня, сейчас мы совершаем свое спасение: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6: 2). Не с понедельника, не с момента выхода на пенсию, не потом, а сейчас. Этого «потом» может и не случиться.

«Когда настанет исход отсюда, не будет уже никакого места покаянию, никакого действительного удовлетворения. Здесь жизнь теряется или сберегается. Здесь обеспечивается вечное спасение почитанием Бога и делами веры. И пусть никого не задерживают на пути к спасению грехи или лета. Для того, кто живет еще в этом мире, никакое покаяние не поздно. Вход к снисхождению Божию открыт, и ищущим и разумеющим истину доступ удобен. Молись о грехах хотя бы то при конце и исходе временной жизни» (святитель Киприан Карфагенский).

Для Бога времени нет, и поэтому для Бога мы всегда вовремя. На встречу с Богом, пока мы здесь, на земле, опоздать невозможно.

Закончилась третья седмица Великого Поста. Пройдена половина Великого Поста, и Церковь изнесла на середину храма святой Животворящий Крест, желая подкрепить нас духовно, потому что Крест – это наше спасение, это наша сила, это наша поддержка.

Вспомним, что рядом с Крестом нашего Спасителя был другой крест, справа, на котором был распят разбойник, которого Церковь назвала благоразумным, потому что в последний момент своей жизни он встретился с Богом, и, таким образом, какова бы ни была продолжительность его жизни на земле, он не опоздал на встречу с Богом. Господь ввел его в Свое Царство.

Сегодняшнее воскресенье совпало и с праздником в честь сорока мучеников Севастийских. Мы с благоговением вспоминаем событие, произошедшее 1700 лет назад, когда сорок воинов-христиан отдали свою жизнь, войдя зимой в Севастийское озеро, не желая отрекаться от Христа. Они вошли в эти страшные холодные воды, погрузились в них, чтобы оттуда подняться на Небо. Но один из них смалодушничал, и пошел в ту баню, которая была на берегу, чтобы согреться. Однако от этого святая дружина не умалилась, потому что один из воинов, которые мучили христиан, увидев, как

из сорока венцов, сошедших с неба на эту святую дружину, один стал подниматься, он сбросил с себя теплую одежду, зашел в ту воду со словами: «Я христианин». Тот воин-язычник не опоздал на встречу с Богом.

Идет Великий Пост. Прошло три недели. Не все мы можем сказать по совести, что использовали это время на все сто процентов для нашего духовного совершенства, для нашего духовного воспитания, для того, чтобы отойти от зла и стать лучше, желая жить по заповедям Божиим.

Однако, как видим сегодня, – ничего не потеряно.

Что надо, чтобы не опоздать?

Однажды у преподобного Серафима Саровского спросили: «Почему сейчас мало подвижников благочестия?»

«Потому что нет решимости», – ответил старец.

Надо решиться и начать жить по-настоящему, по-христиански сейчас и здесь, а не когда-нибудь потом. И когда человек решится на это, то Господь даст силы и умудрит использовать все, происходящее в его жизни, для своего спасения, даже те страдания и скорби, которые посещают нас.

Мы не опоздаем на встречу с Богом, если только решимся, начнем двигаться и тогда не прозеваем тот момент, переступив который, уже ничего нельзя будет исправить.

В «Прологе» мы находим пример разбойника, успевшего покаяться.

При царе Маврикии во Фракии был разбойник свирепый и жестокий. Не находя возможности взять его силой, царь решался употребить, для усмирения его, противоположное средство – милость и послал ему свой крест со словами: «Не бойся».

Этот необыкновенный поступок тронул сердце разбойника. Он тотчас же раскаялся; сам явился к царю; пал к ногам его и обещал исправиться. Царь простил его, и он остался жить в городе.

Спустя немного времени бывший разбойник впал в тяжкую болезнь и однажды во сне увидел Страшный Суд. Пробудившись, он почувствовал приближение смерти и, ужаснувшись своих грехов, стал, подобно апостолу Петру, с горькими слезами просить прощения у Господа.

Многие часы с плачем исповедовал он грехи свои, затем скончался.

В момент его смерти живший в одном с ним доме врач во сне видел следующее: много бесов явилось к одру разбойника, держа в руках список его злодеяний, и за ними – два Ангела с весами. На одну чашу весов бесы положили список грехов умершего. «Что мы положим на свою сторону? – сказали Ангелы. – Нет у нас ничего, ибо только десять дней прошло, как он перестал убивать! Не положить ли вот только разве платок, смоченный слезами его, которые он проливал перед смертью?»

И положили. Платок перетянул все грехи разбойника, а список грехов исчез. Ангелы взяли душу умершего, а бесы бежали посрамленными.

Воспользуемся временем нашей земной жизни, чтобы раскаяться в бесчисленных грехах наших, чтобы нам не опоздать, чтобы Господь, видя сокрушение наше, принял нас, как принял отец блудного сына, и простил нас,

как простил разбойника благоразумного, со своего креста из глубины души возопившего: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Своем» (Лк. 23: 42), чтобы и мы услышали Божественный глас: «Днесь со Мною будеши в раи» (Лк. 23: 43). Аминь.