Великая Пятница. Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко) — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Великая Пятница. Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Ин. 19: 30).

«Совершилось!» Это последнее слово с Креста Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2: 7-8).

Сейчас мы с вами стоим перед святой плащаницей, перед лежащим во Гробе Спасителем мира и в благоговейном молчании думаем о той великой любви Творца к Своему творению, то есть к нам с вами, о той Любви, Которая готова умереть за людей, чтобы спасти их от диавольского плена.

«Совершилось!» Завершилась Его миссия искупления и спасения рода человеческого. Совершилось и запечатлено кровью и смертью Божественное дело истинного Миссии. Завершилось страдание, но жизнь только началась. Предвечное определение Триипостасного Божества о спасении рода человеческого исполнено. Правда Божия удовлетворена. Гнев и осуждение отменены. Пророчества сбылись, прообразования осуществились, обеты, данные патриархам, выполнены, кровь пролита до последней капли, заключен Новый Завет, основана Церковь.

Какая же была нужда бесстрастному Богу пострадать так ужасно от людей плотью Своей? Какая нужда была Самому Богочеловеку перенести эти поистине адские мучения на земле?

Не было, дорогие братья и сестры, для Бога никакой нужды подвергать Себя такому бесчестью и таким страданиям на земле. Его самопожертвование совершенно добровольное, и Он мог не воплощаться, не страдать и не умирать. Только тогда мы все, как грешники, были бы навечно пленниками и рабами диавола и все погибли бы навечно.

Но Господь по бесконечному милосердию Своему, по неизреченной любви к Своему творению, не терпя видеть мучимым от диавола род человеческий, пришел нас освободить от диавольского плена и от вечных мучений. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16).

«Всепревышающее Величие непрошено даровало нам Сына Своего, принесшего Себя в жертву для нашего спасения. Ибо кто просил Отца, чтобы Сына Своего предал Он на крестную смерть? Или кто умолял Сына, чтобы умер Он за грешников? Кому из праведников приходило на мысль просить Отца, чтобы Он Сына Своего предал за беззаконных? Подлинно, это неслыханное дело и на мысль никому не могло прийти. Отец предал Сына Своего на крестную смерть, и смертью Его грешники приобрели себе жизнь» (преподобный Ефрем Сирин).

При страданиях и смерти Христа Спасителя весь мир содрогнулся от ужаса: «Завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась;

и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27: 51-52), а наши души не содрогаются от страха при виде страданий и смерти Богочеловека, при воспоминании о вечных и лютых мучениях, которым мы подверглись бы, если бы не пострадал и не умер за нас Господь.

На такую Божественную любовь и мы должны ответить любовью, как нам заповедано: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6: 5). Наша любовь к Богу заключается в том, чтобы стараться вести жизнь добродетельную, согласную с заповедями Божиими, как написано: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14: 21).

Имея такую заповедь и всем сердцем желая жить по этой заповеди, мы получим благодатные силы от Бога и поддержку, дабы проводить нам жизнь во всяком благочестии и чистоте.

«Укажу вам дело, – учит нас преподобный Антоний Великий, – которое только и делает человека твердым в добре и хранит его таким от начала и до конца: любите Бога всей душой вашей, всем сердцем вашим и Ему единому работайте. Тогда Бог даст вам великую силу и радость, и все дела Божии станут для вас сладкими, как мед; все телесные труды, умственные занятия, бдения и все вообще иго Божие будет для вас легко и сладко…»

Но не сразу в жизни христианина бывает все «легко и сладко». И преподобный Антоний Великий объясняет нам, что скорби бывают и будут в жизни христианина. Эти скорби посылает нам Господь по Своей любви к нам для нашего же блага. Эти скорби необходимы христианам, «потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его» (Прем. 3: 5).

Вот что об этом преподобный Антоний Великий говорит далее: «По любви, впрочем, Своей к людям Господь посылает иногда на них противности, чтобы не величались, но пребывали в подвиге, и они испытывают вместо мужества – отяжеление и расслабление, вместо радости – печаль, вместо покоя и тишины – волнение, вместо сладости – горечь, многое и многое подобное бывает с любящими Господа. Но, борясь с этим и побеждая, они более и более крепнут. Когда же, наконец, все это совсем преодолеют они, тогда во всем начнет быть с ними Дух Святой, тогда не станут они более бояться ничего плохого».

Сейчас, когда до светлого дня Пасхи остался один день, а у нас не хватило времени и усердия, чтобы принести к плащанице нашу душевную чистоту и добрые дела, нашу пламенеющую любовь к Спасителю, принесем хотя бы смиренное осознание своего недостоинства, своей греховности и вместе с благоразумным разбойником слезно попросим Господа: «Помяни и нас, Спасе, во Царствии Твоем». Аминь.