Вторник Светлой седмицы. Память преподобномучеников отцов Давидо-Гареджийских — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Вторник Светлой седмицы. Память преподобномучеников отцов Давидо-Гареджийских

 

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Христос Воскресе!

Во вторник Светлой седмицы Грузинская Церковь молитвенно прославляет память преподобных отцов Давидо-Гареджийских, мученически погибших от рук персидских захватчиков в пасхальную ночь 1615 года.

В IV веке святая равноапостольная Нина просветила Грузию светом спасительной веры Христовой. Однако в стране еще оставалось немало упорных язычников.

В VI веке произошло знаменательное событие в духовной жизни Грузии: из Антиохии пришли двенадцать сирийских монахов во главе с игуменом Иоанном. Их послала Пресвятая Богородица для учреждения монашества и продолжения евангельской проповеди в Грузии. Ученики преподобного Иоанна были подвижники и аскеты, а некоторые из них отличались высоким богословским и философским образованием. Игумен Иоанн, основав монашескую обитель на горе Зедазени близ Мцхета, древней столицы Грузии, вскоре разослал своих учеников по всем концам Картли и Кахети как двенадцать новых апостолов.

Одним из тех гигантов духа был преподобный Давид, впоследствии названный Гареджийским.

Преподобный Давид, покинув своего духовного отца, обосновался в Тбилиси, на горе Мтацминда, на склоне которой выкопал небольшую пещеру. Каждый четверг он спускался в Тбилиси, проповедовал и совершал чудеса, обратив многих в христианство. Язычники, не имея возможности убить святого проповедника веры Христовой, смогли оклеветать его, после чего преподобный Давид, испросив у Бога источник целебной воды на горе Мтацминда, вместе со своим учеником Лукианом удалился в пустыню, которая называется Гаре Кахети, или Гареджа, что значит «Уединенное место», находящуюся в 70 км от Тбилиси, изрезанную холмами и горами, суровую, похожую на пустыни Египта.

Недаром впоследствии комплекс монастырей Давидгареджа назвали Грузинской Фиваидой.

С этого момента начинается история великой святыни Грузии – Давидо-Гареджийской лавры, вплоть до XX столетия бывшей крупнейшим на Кавказе духовным и культурным центром.

Придя в Гареджа, подвижники Давид и Лукиан высекли каждый для себя каменное ложе в маленьких естественных пещерах горы, молились под открытым небом, питались травой, кореньями и молоком, которое давали приходившие к ним дикие лани с детенышами, пили дождевую воду, собирая ее в выдолбленные в скале углубления.

Как это чаще всего и бывало в истории монашества, подвижники не могли долго оставаться в своем уединении. «Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5: 14).

К ним стали приходить и селиться рядом в пещерах люди, ищущие спасения. Образовался первый монастырь, тот, который ныне именуется лаврой святого Давида, Давидгареджа, или Давидо-Гареджийская.

Поблизости от него последователи преподобного Давида стали строить новые обители. К концу жизни преподобного вокруг него собралось около двух тысяч учеников, живших в комплексе из двадцати пещерных монастырей, протянувшемся на 25 км вдоль Гареджийского кряжа.

«От сирийских источников возшел еси, звезда пресветлая, и пустыню Гареджийскую сиянием Духа озарил еси; яко пришествием своим иноческий рай соделал еси, произрастив в пустыне словесный вертоград», – так прославляет Святая Церковь преподобного Давида Гареджийского.

Иноки Давидо-Гареджийских монастырей имели обыкновение в престольный праздник сходиться в какую-нибудь из обителей и вместе праздновать.

На юг за хребтом, в скалах которого высечена лавра святого Давида, имеется большая обитель Воскресения Христова, с сохранившимися до сего дня прекрасными фресками, великолепным соборным храмом и множеством мелких церквей. Сейчас эта обитель именуется «монастырь Удабно». Соборный храм этого монастыря посвящен Воскресению Христову. Монахи туда собирались на Пасху, но крестный ход ночью совершали над монастырем, на горе, где была устроена маленькая церковь, наподобие ротонды Гроба Господня.

В течение веков в Давидовой лавре не угасала монашеская жизнь, прирастая пещерными кельями, пока не пришла беда.

В 1629 году весть о смерти персидского шаха Аббаса I с быстротой весеннего ветра пронеслась над Грузией. Грузины восприняли эту новость как праздник. Казалось, что змея, обвившая тело Грузии и сосавшая 40 лет кровь из ее груди, издохла и распалась на части, как дракон, пораженный копьем святого Георгия.

Одно из великих злодеяний перс совершил в лавре святого Давида.

В 1616 году, в канун Светлого Христова Воскресения, шах Аббас I, предавший Грузию огню и мечу, остановился со своим войском на ночлег в Гареджийской пустыне. Около полуночи он увидел вдали движущиеся огоньки. Это монахи всех монастырей обходили крестным ходом маленькую церковь, воспевая радостное для всякой православной души «Христос воскресе из мертвых…».

И безжалостный деспот в ярости тотчас послал карательный отряд, чтобы всех истребить.

Под конец Литургии, во время пения «Отче наш», при громе барабанов персидские воины бросились с обнаженными мечами на святых отцов и истребили 6000 монахов, всех без исключения, разбросав святые их тела по всей горе на съедение птицам и диким зверям, а затем предали обитель Воскресения Христова страшному разорению.

Таким горестным исходом закончилось в XVII веке существование обителей, служивших почти одиннадцать веков школой православия и святой христианской жизни в Грузии.

Небо засвидетельствовало мучения преподобных отцов. На святые тела, изрубленные в куски, опустились три светоносных столпа и стояли в течение трех суток, а в воздухе видно было бесчисленное множество венков из роз, издающих необыкновенное благоухание.

Души этих шести тысяч монахов взошли на Небо, пополнив великий сонм мучеников Грузинской Церкви, где «Пасху празднуют вечную».

Им была оказана великая честь «ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1: 29).

«С первого дня своего существования Церковь была, есть и будет мученической. Страдание и гонение является для Церкви Божией атмосферой, в которой она непрестанно живет. В разные времена и гонение это бывало различным: иногда – явным и открытым, иногда – скрытым и вероломным», – писал преподобный Иустин Чéлийский.

Грузинская Церковь светло празднует сегодня память отцов Давидо-Гареджийских, прося святых мучеников быть ходатаями у Престола Воскресшего Господа, да воскресит Он народ грузинский для новой жизни, жизни будущего века и соделает чад ее гражданами Небесного Иерусалима.

Присоединим и мы свою горячую молитву святым мученикам, чтобы они оградили нас своим покровом от нашествия видимых и невидимых врагов, чтобы мужественно идти нам навстречу Воскресшему Спасителю, чтобы праздновать Пасху в вечности со всеми святыми.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!

 

 

Лавра преподобного Давида Гареджийского
В монастыре Воскресения лавры преподобного Давида