Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Христос Воскресе!

Сегодня Святая Церковь предложила нам евангельское повествование о чуде, совершенном Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом в Иерусалиме (см.: Ин. 5: 1-15).

«Пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел» (Ин. 5: 1-9).

Господь задает несчастному вопрос: «Хочешь ли ты быть здоровым?» Казалось бы, о чем Господь спрашивает? Кто же не хочет быть здоровым? Разве есть такие, которые желают болеть и радуются своей болезни? Но в этом вопросе есть свой смысл. Дело не в том, что болящий ответил положительно. Этот несчастный честно, совершенно откровенно исповедал Господу свою неспособность самому совершить что-то для своего исцеления. И видя такую честность, такое смирение, Господь тут же говорит расслабленному: «Встань, возьми одр твой и ходи». Конечно дело не только в том, что Господь может исцелить физическую болезнь.

Церковное богословие, которое отражается в богослужебных текстах сегодняшнего праздника, говорит о том, что важно не столько телесное исцеление, сколько исцеление духовное, потому что, к сожалению, многие из нас страдают расслабленностью духовной, пребывают в духовном параличе: «Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и расслабленнаго воздигл еси древле, да зову Ти спасаемь: Щедрый, слава, Христе, державе Твоей» (кондак Недели о расслабленном); «Силою Божественною, иногда разслабленнаго словом Твоим, Христе, стягнувый, и повелевый ему одр взяти, многим временем немощствующую люте душу мою исцели» (песнь 1 канона).

Люди часто настолько невнимательны к себе, часто так беспечно идут по жизни, что становятся легкой добычей диавола, который «ходит, как лев рыкающий, ища кого поглотить» (1 Пет. 5: 8). Эти свои попытки, эти поиски враг наш не прекращает никогда, до тех пор, пока не погубит человека окончательно, если найдет его беззащитным, беспечным и расслабленным. Но когда человек с Божией помощью всегда трезв духовно, тогда никакие вражеские ухищрения не способны уловить человека. Это то состояние, единственная, может быть, область в нашей жизни, где надо быть постоянно начеку, постоянно в полной готовности, потому что каждый из нас является воином Христовым и призван бороться против зла в этом мире.

В физическом плане человек не может делать постоянно одно и тоже, ему обязательно нужен выходной, ему нужен праздник, нужно время, чтобы отвлечься переменой деятельности от своей постоянной работы. Современные люди говорят, что необходимо «расслабиться», но это нужно уметь делать. Физическую работу надо менять на интеллектуальную, духовную. После долгой интеллектуальной работы полезно заняться физическим трудом. Смена деятельности – самый лучший отдых, самое лучшее и полезное «расслабление». Чтобы любое дело было успешным, святой праведный Иоанн Кронштадтский советует: «Заниматься постоянно одним и тем же делом, например, чтением или другим чем, нельзя, это противно природе, которая требует непременно отдохновения. Святые отцы разнообразили свои подвижнические труды. Святой Григорий Богослов говорит о себе, что он свободное время от трудов своих посвящал прогулке и спокойному созерцанию».

Но если в физическом плане человек может позволить себе отдохнуть, и даже необходимо правильно отдохнуть, чтобы восстановить силы и идти дальше, то в духовной жизни, в области духа, таких отдыхов, таких «расслаблений» не должно быть. У святых людей, у подвижников благочестия, которые являют нам пример правильной жизни, никогда такого отдыха не было. Святые Божии человеки постоянно были на Божественной страже, они ежемгновенно были во всеоружии молитвы и отражали диавольские напасти. И когда диавол видел, что в этом человеке не может найти ничего, с позором отходил. А когда человек расслаблен, совершенно ни о чем не думает, беспечно и бестолково прыгает по жизни, конечно, такой человек даже и не заметит, как диавол его подцепит, как увлечет в свои сети, и станет добровольным проводником диавольских действий в этом мире. Человек с вялой, расслабленной волей перестает жить, потому что такая жизнь не имеет смысла. Жизнь в греховном плену, во вражьем плену – это смерть. Святой праведный Иоанн Кронштадтский из личного опыта говорит: «С утра до вечера ежедневно надо вести брань насмерть со страстями плотскими, воюющими на душу, с начальствами, властями и миродержателями тьмы века сего, духами злобы поднебесной [см.: Еф. 6: 12], коих лукавство и коварство неисчислимо, злобно по-адски, искусно, недремлемо!»

Нам стоит только захотеть, стоит только признать и искренне исповедать свою немощь, свое неумение самим исцелиться, и Господь тотчас исцелит нас от этого расслабления духовного, от этого паралича, чтобы мы бодро, мужественно продолжали свой жизненный путь, отражая молитвой и постом все те нападки, которыми диавол пытается сбить нас с пути истинного.

Нам всем надо быть бодрыми, трезвыми и духовно-сильными, только тогда мы сможем прожить свою жизнь достойно. Этому учит нас апостол: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» (1 Пет. 5: 8-9), «для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф. 6: 13). Тогда мы сможем совершить то дело, к которому призвал нас Бог на этой земле, приведя из небытия в бытие.

Этого всем нам желаю. И пусть Господь исцелит нас и воздвигнет от духовного одра болезненного, чтобы нам устоять в духовной битве, пройти через все смертоносные искушения, постоянной молитвой и постом отражать атаки врага рода человеческого, чтобы совершали мы свое личное спасение и помогали жить тем, кто рядом с нами, чтобы вот так, вместе, с Божией помощью шли по этой жизни к Царству Небесному, Которое Господь открыл для нас Своим Славным Воскресением.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!