31 мая – Неделя 7-я по Пасхе, память святых отцов I Вселенского Собора — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

31 мая – Неделя 7-я по Пасхе, память святых отцов I Вселенского Собора

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Святая Церковь молитвенно вспоминает святых отцов Первого Вселенского Собора, отстоявших в трудной борьбе истинное учение о Божестве Сына Божия, о единосущии Сына Божия с Богом Отцом, против еретика Ария и его единомышленников, ересь которого долгие годы сотрясала Церковь, смущала умы народа Божия.

Есть предание, что святитель Петр, епископ Александрийский, увидел однажды во сне Отрока Иисуса в хитоне, разодранном сверху донизу. «Господи! Кто дерзнул коснуться одежды Твоей?» – спросил святой Петр. – «Арий разодрал ее», – ответил Господь.

Ареане считали, что Сын Божий был сотворен из несуществующего, а не рожден из сущности Отца. Рожден во времени, а не от вечности, не есть Истинный Бог от Бога Истинного. Если следовать учению Ария, то мы самые несчастные из всех людей, потому что веруем в ложь, в призрак: Иисус для нашего спасения не сошел с Небес, не воплотился, не вочеловечился, не был распят, не Воскрес и не Вознесся на Небеса, а значит вообще нет никакого христианства. Святые отцы доказали всю губительность и нелепость этого еретического учения, ибо в самом деле невозможно было кому-либо, кроме Единородного и Единосущного Сына Божия, обновить растлевшее грехом естество человеческое и очистить безмерные грехи его, и никто другой, кроме Единородного Сына Божия, не мог принести себя в жертву за весь мир и взять на себя грехи его.

«И самые злые духи, – пишет святитель Александр, – не могут сносить их нечестия, ибо и они опасаются произносить нечестивые слова против Сына Божия».

Одно могло теперь возвратить мир взволнованной Церкви. Вся Церковь должна была изложить веру, преданную ей Христом и апостолами Его, и решить, согласно ли с ней или нет новое учение, которое было предметом таких жарких споров. И император послал ко всем епископам христианского мира грамоты, которыми призывал их на Вселенский Собор в город Никею, в столицу Вифинской области.

Обсуждению Церкви предстоял вопрос самый важный. Триста лет Церковь боролась и страдала за имя Христа, ее Божественного Основателя; благовестники понесли это имя в отдаленные страны; мученики умирали радостно за это святое имя, их крепость и упование. Теперь же, когда, по-видимому, настало торжество веры христианской, когда она далеко распространилась и признана за веру истинную, тогда-то дерзают опровергать самую сущность ее, объявляя, что Христос Спаситель не есть Предвечный Бог. Подобное событие взволновало Церковь более, чем всякое внешнее гонение.

Необходимо было опровергнуть ложное учение и ясно и четко сказать людям правду. Для этого и собрался в городе Нике в 325 году Первый Вселенский Собор.

На Собор прибыли более 2000 человек, в числе которых было 318 епископов, среди них – такие великие святители как Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Александр Александрийский, который первым обличил Ария, мужественно защищал апостольское учение.

Прибыли епископы из Египта и Палестины, из Сирии и Месопотамии, Африки, Малой Азии и Греции, из Персии и Армении, представители Римской, Испанской и Британской Церквей.

Среди делегатов Собора были святые Евстафий Антиохийский, Пафнутий Фиваидский, Павел Неокесарийский, Леонтий Каппадокийский, которые славились как твердые исповедники веры; они много пострадали во время гонения: Пафнутий лишился правого глаза и хромал; Павел не владел руками: они были уязвлены раскаленным железом по приказанию Ликиния. Святой Иаков Низибийский пострадал во время гонений при Максимине, проповедовал Слово Божие в Персии, ревностно заботился о чистоте веры. С ним прибыл на Собор молодой ученик его Ефрем, ставший известным в истории Церкви как преподобный Ефрем Сирин.

Многие из прибывших епископов были известны всему христианскому миру святостью жизни и высокою мудростью. Многие были прославлены Богом чудотворной силой. Многие претерпели тяжкие страдания во время недавнего гонения и носили еще следы славных мучений за имя Христово. Эти твердые и верные служители Христа с радостью готовились вновь исповедовать имя Спасителя и Бога, от Которого не отреклись перед гонителями.

Пагубное для душ еретическое учение публично и премудро опровергнуто было святыми отцами Первого Вселенского Собора. Благодаря этим святым отцам мы знаем, как правильно и спасительно веровать: «Верую во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша».

Церковь говорит сегодня: «Богоносные отцы, как молнии сойдясь в сей день, Тебя, Христе, исповедали ясно Единородным Сыном, Отцу собезначальным и единосущным».

О страшной же судьбе еретика очень поучительно знать всем. Сократ Схоластик сохранил это жуткое событие на страницах «Церковной истории»:

«Царь, желая испытать Ария, призвал его во дворец и спросил: согласен ли он с постановлениями Никейского Собора. Арий, нисколько не думая, тотчас, хотя, впрочем, софистически, подписал символ веры. Царь удивился и потребовал клятвы; Арий сделал и это, однако ж опять софистически. Хитрость его подписи, как я слышал, состояла в следующем. Написанное на бумаге свое мнение он, говорят, держал под мышкой и клялся, что истинно так мыслит, как было написано. О такой уловке я пишу по слуху; а то, что к

написанному символу (никейской веры) он приложил и клятву, я знаю из посланий царя. Поверив Арию, царь приказал Константинопольскому епископу Александру принять его в общение.

Это был день субботний, а в следующий Арий надеялся вступить в церковь. Но наказание шло уже по пятам за дерзкими его поступками.

Вышедши из царского дворца, Арий в сопровождении телохранителей своих, евсевиан, шествовал по самой середине тогдашнего города и обращал на себя взоры всех. Когда он находился уже близ так называемой площади Константина, на которой воздвигнута порфировая колонна, какой-то страх совести овладел им, а вместе со страхом явилось и крайнее расслабление желудка. Поэтому он спросил, есть ли где вблизи афедрон (т.е. туалет, отхожее место в Древней Греции и Византии) и, узнав, что есть позади Константиновой площади, пошел туда и впал в такое изнеможение, что с извержениями тотчас отвалилась у него задняя часть тела, а затем излилось большое количество крови и вышли тончайшие внутренности, с кровью же выпали селезенка и печень, и он тут же умер».

Эта страшная новость быстро облетела Константинополь.

Таков был внезапный и бесславный конец злодея-ересиарха и клятвопреступника, который двадцать лет смущал христианский мир своим лжеучением. Его «сообщники с великим стыдом предали погребению своего соумышленника. А блаженной памяти Александр при радовании Церкви совершил богослужение благочестно и православно, со всеми братьями молясь и торжественно славя Бога; не потому что радовался смерти, но потому что оказалось это превышающим суды человеческие. Сам Господь <…> осудил арианскую ересь, показав, что она недостойна церковного общения, и для всех сделав явным, что как бы ни предстательствовали за нее и царь, и все люди, она осуждена самой Церковью. Посему доказано теперь, что это христоборное сборище неистовствующих арианством не боголюбиво, но злочестиво. И многие из обольщенных прежде переменились в мыслях, потому что не другой кто, но сам хулимый ими Господь осудил восставшую против Него ересь и показал также, что <…> она не может иметь общения с Церковью и отчуждена Небом» (святитель Афанасий Великий).

Имя Ария сохранило печальную честь служить из века в век позорным именем для всех тех, которые, в безумной дерзости, покушаются оспаривать Божественную славу Спасителя мира и Богочеловека.

Спор с арианами – это было не просто упражнение богословов в красноречии, в умении доказывать и убеждать, это принципиальное столкновение лжи с истиной, это решение вопроса духовной жизни и духовной смерти. В этом споре победа была не за искусными в красноречии, не за умеющими убеждать, не за бессовестными интриганами и клеветниками, а за носителями истины, за теми, кто не свернул с истинного пути, не отказались от Господи и Спасителя своего Иисуса Христа, Который Сам сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6).

«В жизни всегда было два пути: путь добра и путь зла, путь добродетели и путь греха. Путь добра и добродетели тяжел, пролегает через многие ущелья и пропасти, ведет вверх, сопряжен с усилиями и утомлением, поэтому им идет мало людей. Путь зла и греха значительно легче и удобнее, ибо широк и ведет постепенно все ниже, не требует трудов и мук, поэтому им идет большинство людей.

Первый – путь православия, второй – путь безверия. Первый – созидает, второй – разрушает; первый – лечит, второй – разлагает; первый – ясен, второй – мрачен; первый ведет в жизнь, второй – в смерть.

Первым путем шли наши святые – сияющие адаманты веры и благочестия; светильники, подобные солнцу; звезды утренние, разгоняющие тьму неведения.

Вторым путем шли и идут разрушители веры.

Люди, которые в своей жизни идут первым путем, – настоящие последователи Господа Иисуса Христа, они – христиане по делам, а не только по словам. Их прекрасные души наполнены идеалами и радостью, которые возвышают над общими человеческими бедами. Это героические души, наполненные верой в Бога, в победу правды над неправдой, истины над ложью, света над тьмой; наполненные любовью к Творцу и Промыслителю мира и ко всем людям. Это духовные светочи, которые светят и греют; они – источники живой воды, дающей силу жить.

Люди, которые в своей жизни идут вторым путем, не являются истинными последователями благого Учителя из Назарета Галилейского; это люди, чьи души наполнены мраком, злобой, завистью и ненавистью. Такие люди составляют одну несчастную и разлагающую среду, которая заразно и убийственно влияет на все. Они знают лишь болото и грязную лужу. В такой среде рушатся идеалы и святыни. Здесь увядание без цветения, старость без молодости, смерть без жизни. Здесь мысль и сердце привязаны к земле, здесь люди, отравленные бездельем и уставшие от него. В такой среде властвуют ложь, интрига, наговор, нашептыванье, клевета, оскорбление и другие грехи. Здесь холодно без любви, мрачно без знания, досадно без труда. Такие люди мечутся и грызут друг друга. Здесь раздается страшный шум от скрежета зубов, лая и кудахтанья. Здесь ощущаются трупное разложение и запах распада» (из творений священномученика Иоанникия, митрополита Черногорско-Приморского).

Каждый из нас, дорогие братья и сестры, у купели Крещения поставлены были на путь веры и благочестия, созидания и жизни, на путь православия. Не сойти с этого пути помогает нам святое Евангелие, церковные Таинства, келейная и церковная молитва. Нам надо внимательно и серьезно посмотреть на себя, на свою жизнь: не сбились ли мы с этого пути, ведущего к Богу? не ушли ли мы на более легкий и широкий путь греха, самоволия и вседозволенности, ведущий в небытие?

Прославляя Воскресшего и Вознесшегося Господа, мы благодарим Его за то, что имеем счастье быть православными христианами, благодарим за

веру, надежду и любовь, которые Он дает нам, и молимся сегодня святым отцам Первого Вселенского Собора: «О, Божественный полк, богословесные воины ополчения Господня, звезды многосветлые тверди невещественной, таинственного Сиона башни неприступные, миром благоухающие райские цветы, золотые уста Слова, Никеи похвала, вселенной украшение, ходатайствуйте усердно о душах наших». Аминь.