10 июля – память преподобного Сампсона странноприимца — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

10 июля – память преподобного Сампсона странноприимца

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы собрались в этом храме, чтобы молитвенно прославить наипаче Бога, дивного во святых Своих, и преподобного Сампсона странноприимца, явившего всему миру пример горячей веры в Бога, образец христианского милосердия к окружающим людям, живой и действенной любви к людям, доходящей до полного самоотвержения.

Блаженный Сампсон родился в Риме в богатой и знатной семье, принадлежавшей царскому роду. Он получил хорошее образование, особенно основательно изучил врачебное искусство и использовал его для того, чтобы лечить безмездно, т.е. бесплатно, убогих и нищих. Понимая, что дела благотворительности можно совершать только при христианском воспитании души, преподобный Сампсон прилежно занимался чтением Священного Писания, много молился.

После смерти родителей святой Сампсон стал раздавать доставшееся ему по наследству имение нуждающимся. Он расточал богатства земные, чтобы получить богатства Небесные, ибо услышал слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 19-21).

Преподобный избрал подвижнический образ жизни и, будучи сам рабом Божиим, отпустил всех рабов на свободу и попытался скрыться в пустыню с намерением проводить строгую жизнь аскета. Но «не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 14-16). Промысл Божий привел святого Сампсона в Новый Рим – Константинополь. Здесь он поселился в небольшом доме и стал принимать странников, больных, нищих и с усердием служить им. Преподобный с любовью относился к людям, творил дела милосердия, и это стало для него глубокой потребностью. Господь прославил Своего угодника. Он стал чудесно врачевать таких больных, которые для той медицины считались безнадежными, ибо «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18: 27).

Случилось так, что император византийский Юстиниан тяжело заболел. Не получив облегчения от самых искусных придворных врачей, император стал усердно молиться Богу. Вскоре Юстиниан увидел во сне человека, о котором ему было сказано, что он-то и может исцелить императора. В поисках этого врача слуги императора обошли весь Константинополь, и, наконец, преподобный Сампсон был найден и приведен во дворец. Одним прикосновением руки к больному месту святой исцелил Юстиниана. Благодарный император стал предлагать ему много золота и серебра. Но преподобный отказался от даров, а взамен попросил императора построить странноприимный дом и больницу. Император охотно выполнил эту просьбу и даже приписал к этим учреждениям поместья для их содержания.

До глубокой старости продолжал преподобный Сампсон свое служение. В 530 году преподобный безболезненно и мирно предал свою душу Богу. В конце своей многотрудной и святой жизни он мог бы вместе с великим апостолом Павлом сказать: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия» (2 Тим. 4: 7-8).

Господь прославил Своего угодника и по смерти даром чудотворений.

Некий царедворец однажды повредил ногу, так что не только не мог ходить, но от сильных страданий потерял даже сон и аппетит. Больной стал усердно молиться преподобному Сампсону и через три дня получил чудесное исцеление. Святой целитель сам явился ему, коснулся поврежденной ноги и сказал: «Встань, ибо ты уже больше не будешь болеть».

Преподобный после смерти не оставил своей странноприимницы. Однажды, когда в Константинополе был сильный пожар, пламя достигло и странноприимницы святого Сампсона. Однако здание осталось неповрежденным, ибо по молитвам преподобного вдруг полил сильный дождь.

Но что было не под силу природной стихии, постарался сделать «человеческий фактор». Надо сказать, что очень часто бывает так, что кто-то созидает дело, отдавая ему все силы физические, душевные, интеллектуальные, но приходят другие и разрушают все. Чтобы разрушать созданное другими, не надо особых умений, надо быть или равнодушным, или послушным орудием темных сил.

Некий начальник странноприимного дома стал допускать небрежности в выполнении своих обязанностей, забыл о делах милосердия. Тогда преподобный Сампсон явился ему во сне и стал грозно укорять за нерадение, применив свой жезл. «Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим; если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и ударами – неправду их…» (Пс. 88: 31-33). Вразумление было весьма действенным. Нерадивый начальник проснулся весь покрытый синяками и стал усерднее заниматься своими обязанностями.

Прославляя сегодня святого Сампсона странноприимца, есть повод посмотреть на свою жизнь, посмотреть, как мы живем. Мы видим, «что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5: 19), что искажен созданный Богом мир человеческим грехом, потому что забыли люди заповеди Божии и живут по своему произволу. Многие люди забыли дела милосердия, а ведь Господь сказал: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7). Думают только о себе, о своем благополучии, не обращая внимания на то, что рядом есть люди, нуждающиеся в человеческом участии, в милосердии. К сожалению, и не все христиане являют миру пример милосердия и вообще богоугодной жизни, забывая слова Спасителя: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Когда же люди живут безбожно, то разрушается не только личная жизнь, но зло разрушает и природу, и человеческие общества.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в проповеди по поводу убийства 1 марта 1881 года террористом-«народовольцем» императора Александра II ясно указал на духовную причину всех нестроений в государстве:

«Для страшно развившейся язвы греха на нас попускаются страшные удары, разящие небесные громы: то неурожай и оттого крайняя дороговизна жизненных потребностей, то повальные болезни, то наводнения и бури, то пожары истребительные, в довершение ко всему прочему вот и еще нам удар! Теперь все очнулись, пробудились, встрепенулись! Все плачут, все восклицают: ах, какое злодейство! какое варварство, ехидство! Но это ли только нужно от нас? Нужно нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские. Омоемся слезами покаяния, очистимся, примиримся с Богом, и Он примирится с нами и как мякину развеет и уничтожит всех врагов царя и народа. «Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих» [Пс. 124: 4]. Попечемся друг о друге: богатые о бедных, сильные и знатные о незнатных и простых и немощных; будем утирать слезы у вдов и сирот, стонущих в своей безысходной бедности и нередко проклинающих участь свою, доходящих до отчаяния, а ведь их немало, и вопли их доходят до Бога. Бросим роскошь, которая есть враг и бич милосердия и к которой мы так охотно привыкаем. Поделимся охотно с неимущими, нуждающимися в куске хлеба, в одежде, в пристанище.

Простите мне, что я часто напоминаю вам об этом. Мой долг – будить во всех чувство милосердия, ибо только милостивые помилованы будут [см.: Мф. 5: 7]. Мы все во Христе члены друг друга, а в теле, если страдает один член, с ним страдают все [см.: 1 Кор. 12: 24]… Мы попечемся друг о друге. Никто не сторонись от милосердия, если хочешь быть Христовым и по праву называться христианином, а если будешь немилостив, то и сам не получишь милости от Бога. «Какою мерою мерите, такою же, – сказано, – отмерится и вам» [Лк. 6: 38]».

Как современны слова Кронштадтского прозорливца! Как ясно он указывает на опасность оскудения христианских настроений в людях! Жестокосердие, отсутствие человеколюбия – причина бедствий не только личных, но и общественных.

Запомним эти слова святого Кронштадтского подвижника и постараемся исправить свою жизнь, чтобы была она воистину христианской, чтобы, совершая дела милосердия, обрести милость у Бога сейчас и в будущей жизни, в чем да поможет нам угодник Божий преподобный Сампсон странноприимец, память которого мы сегодня совершаем и которому возносим молитву:

«О, теплый молитвинниче, благостный отче, преподобне Сампсоне! Моли Бога о мне, грешнем, и низпосли от Всеблагаго Владыки помощь ми и избавление, привременна бо есть жизнь моя и исполнена труда, скорбей и болезней. Укрепи сердце мое, да возмогу понести тяготу мою, и не попусти, да превозмогут искушения многая моя малыя силы, но споспешествуй мне заступлением твоим и посреде обстояний и бед управи путь мой в Царство Небесное, да славлю прославльшагося в тебе Господа во веки. Аминь».