14 августа – Происхождение (изнесение) Честных Древ Креста Господня — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

14 августа – Происхождение (изнесение) Честных Древ Креста Господня

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Поздравляю всех с началом Успенского поста!

Пост – это особенное время в жизни каждого христианина, время сугубой молитвы и воздержания, время духовной сосредоточенности, когда можно серьезно подумать о своей жизни, о ее соответствии евангельским началам.

Начало Успенского поста совпадает с празднованием Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Всякий раз, когда читаешь страницы Евангелия о распятии Спасителя, когда в храме или дома стоишь пред Крестом Господним, перед мысленным взором проходят ужасные картины произошедшего с Господом Иисусом Христом перед Голгофой и на Голгофе – и очень трудно говорить об этом. Это состояние человеческой беспомощности перед величием Божиим, перед Его беспредельной любовью к нам Церковь выражает в словах песнопения Великой Субботы: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет».

Прославляя сегодня Крест Господень, оставим все земное, выбросим все свои заботы и проблемы из головы и, со страхом и трепетом взирая на этот Крест, задумаемся о своей жизни, о соответствии своей жизни произошедшему на Голгофе, о той непостижимо великой любви Бога к своему творению, Который послал Сына Своего на Крест: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16). Единородный Сын Божий «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2: 24). Крест стал наивысшим, предельным проявлением любви Божией к человечеству, к каждому из нас: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). И это не просто красивые слова. Господь имел право так сказать, потому что Сам так поступил. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5: 8).

Чем же мы отвечаем Богу на эту любовь?

Кого любишь, о том постоянно думаешь, того образ всегда носишь в своем сердце, к тому постоянно стремишься, стараешься всеми силами угодить, доставить радость. Мы страдаем вместе с тем, кого любим, и радуемся его успехам и достижениям. Мы всегда и безусловно верим тому, кого любим, доверяем ему абсолютно. Ради того, кого любим, мы готовы на все, на любые жертвы.

Но так ли мы относимся к своему Создателя и Спасителю? Так ли мы относимся ко всем своим ближним?

Кто может сказать, что он так относится к Богу, что любит Бога? Кто может сказать, что он так относится ко всем своим близким: к родственникам, соседям, сослуживцам?..

А ведь самая главная заповедь, как вы помните, звучит так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10: 27).

Любить Бога – значит исполнять Его заповеди, как сказал Сам Господь: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14: 23). А исполнение заповедей и есть проявление любви к ближнему, «ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13: 8-10). «Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5: 13-15).

Конечно, сразу, вдруг нельзя начать любить ближнего, как заповедано. Слишком уж изуродована нашими грехами наша жизнь, но, если мы – христиане, заповедь надо исполнять. И надо с чего-то начинать.

Надо научиться видеть, прежде всего, в себе, а потом и в каждом человеке, с которым мы встречаемся на жизненном пути, Христа, нашего Бога и Спасителя. Так мы начнем с трепетом и благоговением относиться и к себе, к своей жизни, и к окружающим. «На всех верных должны мы смотреть, как на одного, и думать, что в каждом из них пребывает Христос, и такое любовное иметь к нему расположение, чтобы быть готовыми положить за него души свои» (преподобный Симеон Новый Богослов).

И начинать надо с того, чтобы не огорчать ближнего, не делать ему зла, не унижать, не клеветать, не лгать, а стараться делать добро. Это вполне нам по силам. Когда мы совершаем поступок, этот поступок есть результат нашего свободного выбора. Всякий раз мы отдаем предпочтение добру или злу, выбираем Бога или диавола, поворачиваемся лицом к Христу или отворачиваемся от Него. Каждый наш поступок – это очередной шаг или в Царство Небесное, или в преисподнюю. Нам надо научиться делать всегда правильный выбор, делать шаги в правильном направлении.

Для этого, как и вообще во всех делах, нужен навык, который приобретается духовным усилием над собой, постоянством и с Божией помощью. Преподобный Макарий Великий говорит об этом так: «Как пчела незаметно для людей строит соты в улье, так и благодать тайно созидает свою любовь в сердце человека, изменяя горечь в сладость, а жестокое сердце – в доброе. И как мастер по серебру, делая резьбу на блюде, постепенно покрывает его узорами и только после окончания своей работы показывает свою работу во всей ее красе, так и истинный Художник – Господь, украшает резьбой сердца наши и таинственно обновляет их, пока мы не переселимся из нашего тела, и тогда обнаружится красота нашей души».

Например, надо положить себе за правило никого не осуждать – и неукоснительно это правило соблюдать. Надо положить себе за правило никого не унижать, не клеветать, не лгать – и неукоснительно это правило соблюдать. Положить надо за правило не делать ничего плохого, а только хорошее, подражая Иисусу Христу. Так приобретается навык делать добро, и человек становится добродетельным, постоянным в добре, а значит, научится по-настоящему любить себя, ближнего и Бога.

Тогда уйдет из нашей жизни груз боли, слез, тоски, уныния и воцарится легкость и радость, которая дарована нам Крестом, потому что Крест принес радость всему миру. Аминь.