27 августа – память пророка Михея — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

27 августа – память пророка Михея

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вся история Ветхого Завета – это история отношений между человеком и Богом, между народом и Богом. В этой истории мы находим, как и вообще бывает в жизни, и красивые стороны, и некрасивые стороны. Но это жизнь, и священная история Ветхого Завета дана нам как пример, с одной стороны, как нужно жить, как нужно относиться к себе и к Богу, и, с другой стороны, пример того, как нельзя жить, как нельзя относиться к себе и к своему Создателю.

Промыслом Божиим еврейский народ был избран, чтобы хранить истинную веру в Единого, Живого, Истинного Бога. Этот малочисленный народ постоянно жил в окружении многочисленных, агрессивных языческих народов и, несмотря на то, что Господь даровал ему настоящую веру, настоящую религию, по-человечески еврейский народ не всегда был на высоте своего богоизбраннического положения. Мы видим в истории этого народа периоды духовно-нравственного оскудения, как следствие измены Богу, как следствие отвращения от Истинного Бога, забвения закона и увлечения различными богомерзкими языческими культами. И тогда, когда происходил этот поворот людей от Бога, постигали еврейский народ различные бедствия. Не потому, что обиженный, оскорбленный невниманием Бог мстил этому народу, а именно потому, что Бог – деликатен, Он – тактичен, Он не навязывает Себя. Если человек или народ пытается жить без Него, то Он оставляет Его, никоим образом не ограничивая его свободу. И тогда мы видим, что человек не может жить без Бога, и тогда ему очень плохо, потому что тогда, не имея никакой защиты, не имея в себе никакой силы противиться злу, человек, как, впрочем, и весь народ, становится легкой добычей темных сил.

И как результат греховности человека, в какой-то момент еврейское царство разделилось на два: царство Иудейское со столицей в Иерусалиме и царство Израильское со столицей в Самарии. Один народ, разделившийся сам в себе, постоянно жил во вражде.

В периоды глубочайшего духовно-нравственного и религиозного упадка, когда народ страдал от собственной греховности, Господь, любя Свое неразумное творение, посылал этому народу особенных мужей, сильных духом, мужественных, посылал пророков, которые своим грозным словом обличения, угрозами, пытались привести людей в чувство, пытались хоть немного их встряхнуть, чтобы пробудились они от своего греховного сна и вернулись на пути Господни.

В один из таких периодов, когда оба царства – Израильское и Иудейское – находились в пропасти безбожия, в пропасти богомерзкого идолослужения, Господь воздвиг очередного пророка, пророка Михея, память которого мы сегодня молитвенно совершаем.

Пророк Михей был родом из Иудеи, из местечка Морасфи, поэтому он и называется Морасфитянин. Пророк Михей относится к двенадцати малым пророкам, потому что книга его пророчеств в Библии, как и у других малых пророков, гораздо меньше по объему, чем книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила.

Михей Морасфитянин проповедовал в Иудее, но равно предсказывал падение и Иерусалиму, и Самарии, если люди не одумаются и не оставят свои злые дела. Духовно-нравственное состояние иудеев ужасало пророка. Вот как он пишет об этом: «Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело. Лучший из них – как терн, и справедливый – хуже колючей изгородиНе верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его» (Мих. 7: 2-6).

Греховность обычно порождает нелюбовь к другому человеку, к другим народам, и в связи с этим возросли воинственные, агрессивные настроения иудеев, и эти милитаристские их наклонности обличал пророк Михей. Его идеалом, его чаянием был мир на земле, состояние счастливого спокойствия и благоденствия: «И перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Мих. 4: 3).

Так мужественно, смело, лицом к лицу, глаза в глаза, обличая пороки этого несчастного, заблудшего народа, он в то же время от имени Божиего предупреждал о великом гневе Божием, о великих карах, если этот народ во главе со своими царями не одумается: «Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» (Мих. 3: 12).

Надо сказать, что там нечестие достигло такой степени, что храм Иерусалимский был закрыт, медный жертвенник, на котором приносились жертвы Единому Истинному Богу был сдвинут с места и поставлен другой, языческий жертвенник. И этот несчастный народ молился различным ваалам, астартам-венерам, Молоху приносили в жертву своих живых детей.

Но в то же время, так дерзновенно обличая и мужественно противостоя злу в человеке и во всем народе, пророк Михей напоминает человеку, каким он должен быть: «О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6: 8). Пророк верит, что Господь милостив и, несмотря на все угрозы, Он простит и помилует, если люди одумаются, оставят свои богомерзкие служения идолам и вернутся под мощную, державную руку своего Бога: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7: 18-19).

Святой пророк Михей знает, что с помощью Божией человек может вернуть себе свое утраченное человеческое достоинство: «Хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня» (Мих. 7: 8).

Он взывает к этому несчастному народу и, в общем-то, ко всем нам, потому что мало чем мы в своей жизни отличаемся от того состояния, которое описывает и обличает пророк Божий: «Придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его» (Мих. 4: 2).

Пророк Михей предсказал Рождение в мир Спасителя: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5: 2).

Почти через 700 лет это пророчество сбылось: «Родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода» (Мф. 2: 1) Спаситель мира. Бог пришел в этот погибающий во грехах мир, пришел «просветить сидящих во тьме и тени смертной» (Лк. 1: 79), «пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18: 11). Господь пришел, чтобы призвать нас, Свое творение, к Божественному совершенству: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48).

Одной из граней этого совершенства, как явствует из сегодняшнего евангельского чтения, является умение прощать обиды, нанесенные нам нашими близкими. Однако это не так-то просто. Очень трудно простить тех, кто причинил нам какие-либо неприятности, а иногда и, кажется, совершенно невозможно, невозможно простить тому, кто оскорбил тебя, кто сделал тебе какое-то зло, кто растоптал твои мечты, кто предал тебя…

Да, трудно прощать, но мы должны с помощью Божией научиться прощать. Какие же мы христиане, если Господь учит нас жить правильно, а мы не желаем этого, делаем вид, что это Он говорит не нам, что нас это не касается?..

Нужно научиться прощать, потому что мы – христиане от купели Крещения. И если мы хотим быть настоящими христианами, а не просто безделушечками с этикеткой «христианин», чтобы наше христианство не осталось только записью в свидетельстве о Крещении, которое нам выдали в свое время в храме, то не надо делать вид, что Евангелие не для нас. Не надо выдумывать для себя свое личное, удобное «христианство»: «Вот это мне нравится, это меня устраивает, поэтому это я принимаю, а это мне не нравится, это – отвергаю». Так поступают различные сектанты, и до добра это никогда не доводит. И мы видим из Ветхого Завета — когда человек отступает от Бога, то ему очень плохо. И не потому что Бог мстит за это отступление, а потому что, наоборот, Он нас любит и уважает нашу свободу, уважает наше мнение, наш выбор, и если мы хотим жить без Него, если мы хотим быть самостоятельными и все делать так, как нам заблагорассудится, то – пожалуйста. Но финал такого поведения для человека печальный. Господь говорит нам: «Прощайте, прощайте все, потому что, если не будете прощать, то и вам Бог не простит все то, что против Него вы согрешили».

Можно ли научиться прощать?

Да! «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18: 27). «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 13).

Надо научиться прощать!

Многим из молящихся сегодня в этом храме знакома сердечная боль. После приема лекарства через некоторое время приступ боли проходит, и мы говорим: «Отпустило». Как в физиологическом плане «отпустило» – значит «наступило облегчение», «прошла боль», так и в духовно-нравственном плане «отпустить грехи» (а по-русски – «простить грехи») – значит принести облегчение своей душе, избавить ее от болезненных тисков злобы. Значит, есть польза для нас в прощении.

Кто научится прощать, тот явит милосердие своему обидчику: «Кто простил грехи, принес пользу своей собственной душе и душе того, кто получил прощение, потому что <…> сделал кротким не только себя, но и его. Мы не столь, преследуя нас обидевших, уязвляем их души, сколько, прощая их, приводим их в смущение и стыд» (святитель Иоанн Златоуст). А ведь мы должны быть милосердными.

Кто научится прощать, тот вправе ожидать себе прощения от Бога, а если нет, то ответим за все, в чем мы согрешили пред Ним: «Мы, и будучи виновны пред Господом в бесчисленных согрешениях, однако ж по неизреченному Его человеколюбию получаем от Него прощение; если же сами будем жестоки и бесчеловечны к нашим ближним и братьям, имеющим одну с нами природу, и не простим согрешений против нас <…> то навлечем на себя гнев Господа» (святитель Иоанн Златоуст).

Как видим, со всех сторон полезно научиться прощать обиды…

Господь Милосердный по молитвам Своего пророка Михея да подаст нам силы прощать своих обидчиков!

«Придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его» (Мих. 4: 2). Аминь.