1 октября – память великомученика Бидзины, мучеников Шалвы и Элизбара, князей Ксанских — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

1 октября – память великомученика Бидзины, мучеников Шалвы и Элизбара, князей Ксанских

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Светлые звезды Грузинской Церкви и защитники Грузии святые и славные князь Бидзина Чолокашвили, Шалва и Элизбар, князья Ксанские, жили в XVII веке, когда в Персии правил шах Аббас II, а на престоле Картли сидела его марионетка, царь Вахтанг V, принявший ислам и получивший прозвание Шахнаваз. В те времена Восточная Грузия томилась под игом мусульман-персов.

Еще шах персидский Аббас I осквернил и разрушил святыни Грузии, пленил и предал мучительной смерти великомученицу царицу Кахети Кетевани и мученика царя Картли Луарсаба II. Аббас I истребил бесчисленное множество христиан-грузин за исповедание имени Господа Иисуса Христа и переселил большинство жителей Кахети в Персию, желая этим уничтожить христианство в Грузии и сам иверский народ.

Позже уже шах Аббас II поселил в опустошенной безбожниками Кахети тысячи семей персов. Они, как саранча, опустошали когда-то цветущую страну, вырубали сады, выкорчевывали виноградники, сжигали посевы. Отары их овец и табуны коней, переходя с пастбища на пастбище, вытаптывали поля. Новые поселенцы шайками рыскали по стране в поисках добычи. Они как вода просачивались повсюду, убивали, грабили и уводили в плен. Села стояли опустевшие, как после чумы; безмолвные города казались призраками. Христиане уходили в горы или переселялись в другие области Грузии.

Кахети казалась обреченной. В храмах прекратились службы; живые оставались без причастия, мертвые – без погребения. Оккупанты разорили и осквернили главную святыню Кахети – собор Алаверди. Храмовая утварь, которую священники не успели спрятать и замуровать в стенах собора, попала в руки варваров. Церковные облачения они дарили своим женам на платья, покрывалами и завесами алтарей обвивали кибитки, из парчи делали попоны для коней. Они сожгли иконостас собора, а икону святого Георгия, храмовую святыню, разрубили саблями и бросили в костер.

Видя это, народ говорил: «Сам Георгий Победоносец отомстит за поругание. Теперь враги вырыли могилу для себя своими зубами».

Воину Христову Бидзине пришла благая мысль призвать на помощь своих родственников, князей Ксанских Элизбара и Шалву, чтобы совместными силами начать борьбу с христоненавистниками и изгнать их. Под их священное знамя собрались христиане Картли, Кахети, Пшави, Тушети и Хевсурети.

Это дело святой Бидзина считал возможным и даже легким при помощи Божией. Действительно, война была стремительной и молниеносной. Поражение персов было полным. Во время решающей битвы с персами перед войском грузин все видели в воздухе прекрасного юношу на белом коне. Грузины знали, что это был святой великомученик и чудотворец Георгий Победоносец.

Посрамленный и униженный шах Аббас II приказал царю Вахтангу V выдать вождей восстания под угрозой разорения страны. Царь-мусульманин тотчас велел заковать князей в цепи и отправил в Персию к шаху.

Князья Бидзина, Элизбар и Шалва знали, что идут на верную смерть. Они решили повторить подвиг святого царя Димитрия Самопожертвователя и не сопротивлялись.

Благородные князья заявили шаху Аббасу II, что готовы ради спасения своего народа принять любое наказание. Персидский властелин предложил им перейти в ислам, но они отказались и горячо свидетельствовали о вере во Христа Спасителя.

Тогда их предали жесточайшим мучениям. Зрелище было ужасное.

Своим главным врагом персы считали Бидзину, поэтому в пытках решили соблюсти «справедливость» – Шалву и Элизбара предать более быстрой смерти.

Сначала их подвергли избиению и бичеванию, затем, обнажив до пояса, обмазали их окровавленные тела медом и связав посадили под лучами палящего солнца. Оводы и осы ползали по телу, кусая и жаля их, как скорпионы. От укусов глаза их отекли и перестали видеть. Солнце, которое несет жизнь, теперь своими лучами жгло их, как палач свою жертву на медленном огне.

Через несколько часов их тела распухли, как тела утопленников, и от укусов почернели, как трупы в могиле. Насекомые заползали им в рот и уши, как будто лезвиями резали тело, жалили им губы и язык. Казалось, что оводы и осы вонзали в тела мучеников раскаленные иглы.

Им отсекли саблями ноги и руки, а в кровавые обрубки тел стали стрелять, как в мишень, соревнуясь, кто попадет в сердце, а кто в голову. Снайпер должен был попасть в глаз.

Затем князьям отрубили головы и вместе с изрубленными телами бросили в одну яму.

Пришло время Бидзины. Его сначала одели в женское платье, посадили на осла лицом к хвосту и возили на потеху толпы. Потом палач стал клещами выдирать его ногти, медленно, не торопясь, желая подольше продлять пытку, как бы растягивая наслаждение от лакомого блюда. Палач выдирал ноготь, показывал толпе и отбрасывал прочь. При этом он добродушно улыбался, будто срывал лепестки с цветка.

Затем, отложив клещи, он взял нож, надрезал кожу на пальце и сдернул ее. Он медленно стал резать мясо на том месте, где был сустав. Дойдя до сухожилия, стал пилить его, оторвал сустав, показал толпе как трофей и бросил его на землю; так он резал сустав за суставом, палец за пальцем. Когда сустав не поддавался, он выкручивал его и вырывал с силой, как садовник вырывает из земли корни кустарника. Затем стал резать и пилить руки у запястий. Концом ножа он поддевал жилы и нервы и разрывал их. Из тела текла черная кровь. Палач вытирал о свой халат нож и снова принимался за работу, срывал кожу с живого тела, обнажал суставы, пилил и выкручивал их.

Мало кто долго выдерживал эту пытку, обычно человек умирал от боли прежде, чем истекал кровью. Во время такой пытки люди кричали от боли голосом, похожим на рев умирающего зверя. Но к изумлению палачей Бидзина не проронил ни одного стона. Во время пыток он тихо читал Символ веры и молитву Господню.

Символ веры – это не только сжатый до предела свод догматов, это победная песнь над всеми врагами Церкви, это торжествующий гимн Православия, это духовное знамя христиан, это исповедание, без которого никто не может перейти из Церкви земной в Небесную Церковь. Демон искушал Самого Спасителя; он подходит и к мученикам в час смерти, чтобы смутить их жуткими привидениями, опалить крылья их душ предсмертными сомнениями или тайным ропотом.

На все ухищрения демона святой мученик отвечал словами Символа веры, оставаясь непоколебимым, как каменный столб храма.

«Отче наш» – молитва Господня. Христос учил этой молитве апостолов.

Мученики – преемники апостолов. Небесный Отец открывает Свою любовь мученикам во время страшных пыток. Глубину этой любви не знает мир. Мученик пьет одну таинственную чашу с Христом Спасителем. В этом его радость, которую он не променял бы ни на какие сокровища. В чаше мученичества слиты воедино адская горечь страданий и Небесная радость спасения.

Кричала толпа, а Бидзина казался более спокойным, чем его беснующиеся мучители. Дьявольская усмешка сошла с лица палача. Он считал позором для себя, что не мог вырвать из груди князя ни одного крика или мольбы о пощаде.

Изощренная пытка продолжалась. Палач резал уже затупленным ножом. Мученик едва шевелил губами, продолжая молиться. Наверное, он молился до кровавого пота, которого не было видно на лице, залитого кровью. Палач резал последние суставы рук и отбрасывал их, как дровосек – обрубленные со ствола ветви. Мученик еще шевелил губами, произнося слова молитвы. Палач схватил его за голову, оттянул одной рукой губу, отрезал ее ножом, потом другую. Лицо мученика стала похоже на маску смерти.

Теперь жизнь сосредоточилась в одних глазах. Движением глаз мученик совершал крестное знамение. Двумя ударами палач выколол глаза. Он отошел на несколько шагов, внимательно осмотрел свою жертву, как мастер работу, исполненную для строгого заказчика, кликнул ученика, чтобы тот подал мешок с инструментами, вынул бритву, как у цирюльника и, нагнувшись над князем, отсек ему нос и уши, разрезал крестообразно щеки, тщательно вытер о полы халата бритву, чтобы не поржавела сталь, и отдал ученику. Затем он взял длинный нож, всадил его в грудь мученика, повернул привычным движением и вырвал из груди сердце.

Если бы кто мог посмотреть на это сердце духовными очами, то увидел бы имя Иисуса Христа, золотыми буквами написанное на нем, как на сердце Игнатия Богоносца.

Палач подошел к бездыханному телу князя и отсек голову.

Злодеи выбросили тела мучеников на съедение диким зверям.

Столп Небесного света сиял по ночам над телами князей – так Господь прославил Своих рабов.

Видя такое необыкновенное знамение Божие, множество персов воздали славу Христу, прославившему так Своих святых воинов, другие же устрашились этого чуда и разбежались по своим домам.

Святые Бидзина, Элизбар и Шалва засвидетельствовали свою верность Христу Спасителю мученической кончиной в 1661 году от Рождества Христова.

Святые князья принесли себя в жертву ради возрождения родины. Свет христианства вновь засиял над Кахети. Храмы восставали из руин; монахи, оставшиеся в живых, возвращались в свои обители. Величественный собор Алаверди, святыня Кавказа, был вновь освящен, зажглись лампады, зазвучали под старинными сводами священные песнопения. Крест с высоты Алаверди, как с вершины Казбека, вновь осенил Грузию и весь Кавказ Небесным благословением.

Родственники победоносных князей перенесли их тела в Грузию, и положили с честью и торжеством в монастыре Икорта, где православные почитают их священную память и молятся:

«О, преблаженные мученики Христовы, Престолу Владыки нашего предстоящие! Молите о нас, многими скорбями душевными отягченных, подайте помощь душам нашим посещением вашим, направьте путь наш, святые страстотерпцы, к жизни вечной и приведите нас, многоскорбных, вашим ходатайством ко Престолу Царя царей, Господа нашего Иисуса Христа, да и мы вместе с вами вознесем славословие Безначальной Троице, Ей же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь».